Найти тему
Вобла в штанах

Как устроен город? Философия гаражей, спальных районов, кварталов

Лайтово о книге «Как устроен город» Григория Ревзина
Лайтово о книге «Как устроен город» Григория Ревзина

А у меня тут книга с рисунком на обложке, похожем на оформление кругляшей в моём Инстаграме. Это «Как устроен город» – сборник эссе по философии урбанистики от Григория Ревзина.

Как всегда, #чтоинтересного?

– В 1970-е годы Игорь Бестужев-Лада сделал социологическую модель городского сообщества, поделив городское население на четыре группы: чиновников и их обслугу, научный люд и культурный, рабочих и тех, кто занят в сфере обслуживания. Тем временем в Индуистских Ведах (это сильно много лет до нашей эры) утверждали, что мир сотворён из тела гиганта Пуруши: он принёс себя в жертву, боги его расчленили и из четырёх пурушевых частей нарезали четыре же группы людей: жрецов и философов, воинов и правителей, торговцев, рабочих.

Это к тому, что на всём протяжении городской цивилизации каким было деление населения на группы, таким и осталось. Хоть какая-то стабильность в нашей жизни. Ну или Игорь Бестужев-Лада черпал вдохновение в Индуистских Ведах.

– Понравилось про памятники архитектуры. Чтобы понять их статус, Григорий Ревзин предлагает сходить к культу мощей: «важна не прекрасность, а подлинность», а разрушенность и руинированность – вообще-то ценность. Руины – останки дошедшего до нас прошлого. В котором жил Бог, пока не умер (очень много Ницше в книге, очень много, но почему бы и нет?).

А чего с сохранением архитектурных памятников все так носятся? А потому что это единственный городской предмет всеобщего интереса (но… как же едальни?). Памятник принадлежит всем, кто неравнодушен к его ценности. И самое главное правило неравнодушных – отгонять от памятника всех, кто пытается адаптировать его к современности.

– Актуальное для меня как человека, чьи окна выходят на Политех. О заборах. City в английском, cite – во французском происходят от латинского civitas. Поэтому город для романо-городского сознания – это таки общество. А на Руси в городе важнее всего наличие не людей, а ограждений. Сначала ведь были остроги и крепости. А куда ж там без стен?

– Гаражи. «Русские гаражи – это как русский авангард или русская вера». Во многих городах, где закрылись заводы, от 15 до 30 процентов работают в гаражах. И это не бизнес, а промысел.

– Городской праздник можно считать удавшимся, если чувствуешь себя на нём чужим. Потому что городской праздник – он не для единения, а для обмена ролями: «ритуал предъявления чужих людей друг другу».

Кстати, у автора отличное чувство юмора. Ещё он часто упоминает Ле Корбузье, Бродского и Мирча Элиаде. Короче, рекомндасьон.

Какой элемент города вам интересен больше всего? Мимо чего сложно пройти?