Сегодня мы продолжим историю черного цвета русской "палитрой".
В отечественной культуре находятся те же источники для понятийных стереотипов: природа и ее освоение, религии, традции, социальные практики, повседневность. Именно в этих источниках то, что мы считаем сегодня "влиянием" черного, желтого, красного, зеленого. Сами цвета никаких смыслов не содержат. Сюжеты для них придумывает Человек.
Уникальность географического положения – размещение России между Востоком и Западом – определила характер как самой культуры, так и ее продуктов, в том числе рефлексии (осмысления) цвета. Словами попроще: наша страна - не Восток и не Запад. Из-за географии мы тысячелетиями вынужденно "дружим" со всеми культурными (и некультурными) соседями. Поэтому в нас соединяется восточное и западное. И этот синтез не дает покоя не только выдумщикам национальных идей, западникам и славянофилам, но и остальному миру.
Пространственные и духовные (модно - ментальные) границы нашей культуры в ходе истории испытывали прямое воздействие извне (войны, конфликты), а также воздействие парадигмальное - исходящее из контакта с Востоком и Западом. Иногда нас насильственно заставляли "смотреть и делать, как они" (Петр I, например). Или мы сами соглашались и принимали ценности соседей.
В этом сложном процессе осуществлялось становление национального характера и национальной идеи России. Национальный характер и идея в основе смыслов цвета. Чтобы их понять нужно разобраться с составляющими - чертами характера русской культуры.
Среди этих черт:
- соборность – "жизнь сообща" - понимание единства как совокупности личных свобод и ответственности каждого за каждого. Соборность отлична от восточного коллективизма, выстроенного на традициях религиозно-нормативного подчинения младших – старшим, настоящего и будущего – прошлому, периферии – центру. Также наша соборность отличается от западной христианской общинности - наЗападе община есть коллектив трудящихся в согласии с библейскими заповедями;
- православие - благодаря приятию этой христианской традиции, ее нравственных положений произошло объединение людей в культурное поле;
-державность – самосознание народа, связанное с утверждением могущества страны.
Кроме этих трех наиважнейших черт нашей культуры, сформировались также такие как: мессианство, самопожертвование, софийность, философия пассивности, страдания, надежды на чудо. Нюансы отечественной культурной динамики, конкретные содержания законов преемственности и прерывания традиций, нашли воплощение в продуктах отечественной культуры – явлениях, феноменах, артефактах, среди которых вся палитра цветов.
В русской культуре символика черного цвета несла и носит до сих пор относительно негативный (как не экспрессивный, противостоящий жизни) характер. Черный цвет символизировал и в языческий, и в христианский периоды отказ от мира и деторождения. Потому его предпочитали использовать либо давшие обет безбрачия и аскетизма священнослужители, либо волею судеб оставшиеся без семейного счастья люди – старые девы, вдовцы, пожилые.
Однако на необъятных просторах нашей родины обнаруживаются исключения для смыслов черного: в некоторых центральных черноземных областях этот цвет носили в качестве свадебного, обращаясь к его плодородной коннотации (женское начало - темное).
В народной художественной культуре черный и вовсе не соотносили со смертью, аскезой, страшной ночью. Триединство «красный/белый/черный» широко применялось в народных искусствах и промыслах. Черный служил акцентным цветом, маркером, выделяющим главное. Им обводили контуры, использовали как фон - лаковые поделки Палеха, Мстеры, жостовские подносы, городецкая роспись, Хохлома, павлопосадские платки и проч.
Традиционно черный пигмент получали сначала с помощью «чернильных орешков», затем из сажи.
В следующей истории поговорим об античном черном. И начнем осваивать Европу.
Было бы здорово, если бы уважаемые читатели рассказали в комментариях о своих взаимоотношениях с цветами. О своих ощущениях при использовании таинственного черного.