Задала мне как-то племянница задачку: дядя-а-дядя, вспомни, как раньше праздники справляли? Что ели, что пили?
Поломал я голову, поскреб по сусекам памяти, поспрошал жену – и вот что родилось…
• Новый Год
Этот праздник стоит особняком. Ему всегда предшествовала более длительная подготовка, чем к любым другим праздникам (так, впрочем, и по сей день). Похожей подготовкой может похвастаться разве что канун Дня рождения. Обязательно закупались продукты на «святые» для праздника блюда – такие, как салат «оливье», а так же редко покупаемые - а то и вовсе отсутствующие в течение года иные символы НГ - шампанское и мандарины. К концу года копили деньги, и, если повезет, на НГ можно было себе позволить купить относительно редко попадавшие на прилавок или просто дорогие продукты – консервированные болгарские овощи, сырокопченую колбасу, шпроты, а для детей – шоколадные конфеты. Особо умелые хозяйки стряпали пироги или торты. Семьями лепили пельмени – целые листы, которые хранили на балконе. Там же (или на подоконнике кухни, при открытой форточке) застывал холодец. Холодильник же уже всего не вмещал – и что-то брать оттуда было категорически запрещено до самого начала праздника.
На праздничный стол стелилась самая красивая «праздничная» скатерть. Сверху ставилось все, что в течение года было бережно укрыто за стеклом в серванте – хрустальные рюмки и салатницы, столовый сервиз, кувшины, большие блюда «по рыбу» и «под горячее».
В советское время мало кто знал понятие «аперитив», но практически все, пусть и неосознанно, почти верно понимали его суть. Только называли это «проводы Старого года». За стол садились (и до сих пор садятся!) чуть раньше, чем сам по себе НГ наступает. Обычно время выбиралось индивидуально, обсуждалось с гостями, которые, впрочем, могли «размяться» уже заранее. Кстати, гости не приходили с пустыми руками, и это касалось не только подарков. Всегда считалось правильным принести с собой что-то из салатов и спиртное. А если семья отмечала НГ узким кругом, то зачастую после небольшого застолья шли на улицу или к друзьям-соседям, где празднование продолжалось. Детей оставляли дома – смотреть телевизор и уминать подаренное.
Набор блюд на столе зависел в первую очередь от материальных возможностей собравшихся и кулинарного мастерства хозяйки. Как правило, чаще всего на столе в НГ, помимо упоминаемых ранее блюд, можно было увидеть заливную рыбу и «селедку под шубой», деревенское сало и домашние соленья, в семьях с высоким достатком можно было полакомиться бужениной, копченой рыбой и даже – икрой.
И вот стол накрыт, стулья заняты, телевизор включен, елка зажжена, дети усажены. Мероприятие началось! Все в праздничных одеждах, в мишуре и серпантине, взрослые с рюмками, где плещутся ледяная водка или терпкое вино, дети с фужерами газировки – и вот начались здравицы, многочисленные пожелания счастья-здоровья-денег-всего-всего-хорошего!
В полночь ждали поздравления главы государства, открывали шампанское, загадывали желания. Потом – снова поздравления, «Голубой огонек», танцы под гармошку или пластинки, тосты, вкусная закуска - и все заново!
Горячее подавали уже после полуночи. Что это было? Чаще всего – те же пельмени, либо запеченная своим, особым «праздничным» образом курица, чьи собратья наряду с шампанским и мандаринами массово выбрасывались на прилавки магазинов перед НГ. Но горячее ели не все. Те же дети, чуть насытившись, уже ждали долгожданные сладости и фрукты. А кто-то, перебрав «аперитива», просто до него «не доживал», посапывая где-нибудь в углу.
Гости расходились обычно под утро. Бывало, что кто-то оставался ночевать. Хозяева никого не выгоняли – на полу всегда места много! Никогда не было такого, чтобы все съедалось и выпивалось – наоборот, еще несколько дней можно было питаться запасами на праздник, и в этом был немалый плюс празднования у себя дома. А дети потихоньку таскали оставшиеся после новогодней ночи, как бы припрятанные мандарины и конфеты: праздник уже пришел, и даже если поймают – ругать сильно не будут!
• День рождения
На этот праздник виновники сего торжества также старались заранее закупать и продукты, и спиртное. Отличие от закупок на НГ состояло в том, что слишком многое зависело не только от финансовой составляющее, но и от сезона, от того, что было в магазинах в конкретный момент времени. Безусловно, на столе были свои продукты – соленья и выпечка, а у умельцев также и самогон. Но вот остальное уже зависело от ситуации. Можно было по счастливому случаю закупить мяса или рыбы, и тогда стол просто ломился от яств. Или получить накануне ДР посылку от деревенских родственников с жирной колбасой и салом, и сам праздник превращался в перечисление комплиментов родичам за прекрасную закуску. Гости, вручив подарки, медленно и верно опустошали столовое пространство. Все это плавно перетекало в споры, беседы за жизнь, ругались иногда – не без этого, конечно. Апогеем праздника обычно являлся некий сладкий сюрприз, сделанный кем-то из хозяев или купленный в магазине, обязательным добавлением был чай. По расставанию при возможности предлагалось выпить «на ход ноги» или «на посошок». Отказываться было грешно…
Молодежь чаще всего отмечала ДР отдельно от родителей, и по ассортименту на столе все было скромнее. Но сама по себе еда больше беспокоила девушек, юноши же чаще чесали затылки по поводу горячительных напитков. Из спиртного превалировало пиво, иногда - портвейн, который был наиболее доступен по цене из среднеалкогольного сегмента. Собирались где придется: на улице, в лесу, у друзей в общежитии, в вовремя опустевшей квартире у кого-то из приглашенных (бывало – и приглашали-то только из-за этого). Соответственно, и столы могли быть из ящиков или скамеек, или веранда превращалась вдруг в смесь бара и танцпола – если у кого был с собой магнитофон «Романтик», с кассетами, на батарейках! А дома это могли быть папины пластинки, «пласты», как их тогда называли, или тот же магнитофон, но уже с круглыми кассетами. Томный вечер, мальчишки-девчонки, немного спиртного, музыка, танцы, первый поцелуй… Разве важно, что там на столе? Главное - атмосфЭра!
• Встречи с друзьями
Зачастую встречи с друзьями-приятелями мало чем отличались от празднований ДР. Находился какой-нибудь повод – и айда! Разве что сам размер мероприятия был поменьше во всех смыслах: коллектив поменьше, еды-питья набрано всего ничего. А то и просто договаривались сходить в рюмочную или пивную, выпить по паре кружек пивка, да пройти потом по местному «Бродвею». Или сходить семьями на футбол, пощелкать семок, накормить детей пирожками с повидлом, а взрослым позволить выпить по бутылке-другой «Жигулевского». Но это все «с выходом», а дома собирались потанцевать, посмотреть телевизор, просто встретиться и поговорить потому, что давно не виделись. И хоть русский человек в душе своей не подразумевает встречу с дорогими людьми без алкоголя – нет, встречались просто так, когда взрослые беседуют в одной комнате, а дети дерутся и мирятся в другой. Или мотивом встречи был присланная из родной деревни большая посылка сушеного снетка – да, тут без пива не обойтись, но ведь такая причина! И детям по паре горстей того снетка обламывалось, они могли часами играть в карты и в лото и не беспокоить взрослых со всеми их разговорами, спорами и… да, и снетком и пивом! А если дети вдруг – вдруг! – заскучали бы, то их чем-нибудь накормили бы еще, или разрешили пойти на улицу поиграть. Или, если это был новый дом, позволили бы не очень громко покататься на чудном для того времени лифте, при желании даже посоревноваться – кто быстрее с девятого этажа спустится на лифте или сбежит вниз бегом? Набегаешься, наиграешься, и тогда любой чай покажется тебе вкуснее всего на свете. А потом уже и домой пора. И будешь перед сном думать о том времени, когда ты уже взрослый, пьешь это кислое (папа давал как-то попробовать!) пиво, прямо из посылки ешь эту мелкую соленую рыбу под странным названием «Снеток», и никто тебя ни в чем не ограничивает…
• Религиозные и народные праздники
Имеются в виду Рождество, Крещение, Пасха, Радоница (Родительский день), Масленица, и т.д.
В советское время не было принято активно праздновать подобные праздники. Церковь, как и сейчас, официально считалась отделенной от государства, и появляться там, к примеру, кому-то из руководящих работников был явный моветон. С другой стороны, нельзя сказать и о том, что в церкви никто не ходил, хотя истинно верующими на ту пору в целом можно было назвать только бабушек. Но, несмотря ни на что, население всегда знало, когда наступает тот или иной праздничный день, и в семьях к этому дню обязательно готовились. На Пасху и дети, и взрослые с огромным удовольствием резали тряпочки, нитки, фантики, собирали луковую шелуху, чтобы покрасить яйца. А потом, сидя за столом, выясняли, у кого яйцо тверже всех – бились «носиками», уплетали сделанные мамами и бабушками куличи и прочие сладости. На Масленицу все объедались блинами и оладьями, доставалось разное варенье (вот, не зря отец летом гонял всех в лес!), и – за обе щеки! В Сочельник теми же вареньями были наполнены пироги, плюс еще вкуснейшие сочни - а потом гадали, каждый на свое, и ведь верили! А на Покров – как говорится: все, что есть в печи, все на стол мечи! При этом в подробности праздничных церемоний хозяйки не всегда вдавались, потому обязательность каких-либо блюд (той же кутьи на Сочельник) не всегда соблюдалась. Но это никого особенно не беспокоило – ведь было вкусно!
В иные дни праздник начинали отмечать за пределами дома. С детьми интересно было ходить на Сабантуй: там и весело, развлечения всякие, и сладости разные продаются. Интересно было сходить в лес на Вербное воскресенье, найти нужное деревце. Всегда было так жаль ломать веточки – но они такие красивые, с этими мягкими шариками, и они будут так красиво смотреться дома! Эх, ломали, конечно… А на Крещение мужчины покрепче ходили окунаться в проруби – никто эти «купели» тогда не освящал, но на это особо и не обращали внимания: вроде как есть примета – вот и надо так поступить! А потом домой, покушать и выпить в честь праздника – обязательно!
На Родительский день также выбирались из дома. Собирали с собой небольшие припасы, что-то можно было купить по пути к кладбищу. Дети шли по желанию, в любом случае взрослые обязательно продолжали поминать родственников по приходу домой, а значит – вполне вероятно, надо было что-то приготовить, ведь могли быть и гости! Кстати, по поводу Радоницы можно отметить два нюанса. Во-первых, хотя, повторюсь, официально Родительский день не являлся праздником, все заранее знали, когда он настанет. И практически все начальники… да можно сказать – все! – в этот день по возможности отпускали своих работников пораньше, само собой – тех, чьи часы работы совпадали с первой сменой. Это касалось всего – заводов, магазинов, институтов, киосков… И где-то с «обеда» можно было наблюдать, как потоки людей движутся к кладбищам поминать своих близких. И вот тут нюанс номер два: раньше поменьше, а теперь все громче и громче официальная церковь пытается всех убедить, что на кладбищах спиртное никогда не пили, это страшный грех, и так далее, и тому подобное. Однако чем больше появляется информации от историков, чем чаще они обращаются к летописям, тем больше появляется информации о том, что русичи издревле поминали своих предков не только дома, но и на погостах, т. е. на кладбищах. Поминали, к примеру, медом, т.е. каким-никаким алкоголем. Вот только и тогда, и сейчас вопрос наверняка стоял в мере выпитого – а это совсем другая история…
• Свадьбы
Все, что было на столе, зависело от того, где проходила свадьба.
Как правило, расписывались в пятницу или субботу, но редко кто праздновал три дня – обходились двумя. Первый день «положено» было отметить где-то на стороне – в кафе-ресторане или в столовой, как позволяло финансовое положение. В столовой все было достаточно просто: два-три салата, чаще всего – винегрет и что-то с капустой, супчик, который хорошо шел под водочку, и второе, которое могло разнообразить разве что горячее к гарниру – это могли быть котлеты, гуляш или рыба. Запивали все компотом или киселем. Ресторанное меню было подороже, это было вполне естественно, но и ассортимент блюд предлагался намного шире: тут было и заливное, и курочка во всяких видах, и разные виды нарезки, и всякие «пепси» и «нарзаны».
То же самое касалось алкоголя. Столовые физически не могли чинить препятствий в плане привоза организаторами свадьбы «своего» горячительного, поэтому нередким гостем на столах был самогон. Отдельно упомяну, что при Горбачеве, в годы борьбы с пьянством и алкоголизмом, самогон, брагу и прочие подобные напитки наливали, к примеру, в чайники и самовары, которые весьма колоритно смотрелись на свадебном столе. Ресторанам это не всегда требовалось даже в горбачевские времена – лишь в том случае, когда у организаторов празднества была возможность договориться о «своем» спиртном. А таковое случалось крайне редко. Алкоголь был и остается основным продаваемым товаром в кафе и ресторанах, наценка на него всегда была максимальной – двести-триста, а то и более процентов, и мало найдется руководителей, которые поддадутся аргументации пришлой стороны и откажутся от такого серьезного навара. Тем более, когда гостей много – в этом случае возрастает перспектива увидеть подвыпивших «гусаров», не считающих средств, вследствие чего оговоренная заранее квота на спиртное автоматически увеличится. Впрочем, и тогда существовали знакомства и связи, администрации приходилось выкручиваться за счет съестного и сладостей, и вполне реальной могла быть картина, когда вкуснейшим жарким из лосятины закусывали обычную сивуху.
Заканчивалось на свадьбах все обычно тортом (или тортами), это без вариантов, пирожные считались чем-то неправильным. К торту подавали чай, и различался в столовой и ресторане только степенью крепости заварки. Впрочем, «доживали» до чая с тортиком не все…
• Обычные праздники и застолья
Вот тут все зависело, так скажем, от конкретики.
Это могло быть серьезное мероприятие, с гостями, не уступающее ДР или НГ - если, к примеру, отмечали 9 Мая, и в семье был ветеран. Или праздники типа 1 Мая или 7 Ноября, когда пройдя всю демонстрацию от и до, сдав флаги и транспаранты и опустошив все припасенные «мерзавчики» (они же «чекушки», «четвертинки», «шкалики», т.е. бутылочки водки объемом 0,25 л, удобно размещаемые во внутренних карманах и так массово раскупаемые накануне демонстраций), люди объединялись в кампании, шли закупиться чем возможно в магазины и отправлялись праздновать пролетарский праздник к кому-то домой. И там уже был полный разгуляй, с танцами и песнями до ночи.
С другой стороны, застолье могло быть локальным, чисто семейным, и зависеть от определенного момента. Показывают вечером в субботу фигурное катание – вот и решили семьей, что неплохо бы посидеть вечером, картошки «в мундире» покушать под молочко, с соленой капусточкой и солеными же огурчиками, черным хлебушком и зеленым лучком. Потекли слюнки, да? Родители могут и по рюмке-другой пропустить, тут и сало можно порезать, и чесночку сверху покрошить, и колбасы деревенской, такой жирррной-жирррной достать из холодильника. И фигуристы обязательно порадуют, факт, они всегда радовали в советское время, особенно в парном катании. Вот так, глядишь, посидит семья, посмотрит телевизор, что-то обсудит меж собой – и мир дома, всем хорошо, никто ни на кого не ругается. Благодать!
А ведь все счастье в этом мире – от правильного приема пищи и всего, что с пищею согласуется! Не согласны?