Найти тему

Почему Евангелие в храме богато украшено?

Традиция украшать богослужебные книги пришла из древности. Евангелие – это Слово Божие. Во время богослужения оно является символом Христа – Бога-Слова. Например, на всенощной его торжественно выносят в центр храма и верующие благоговейно прикладываются к нему. Поэтому логично, что его украшают наравне с иконами.

В наши дни богослужебное Евангелие обычно украшает металлический переплет с изображениями Воскресения Христова и четырех апостолов – авторов Евангелия. Изображения эти бывают чеканными или эмалевыми. Из глубины веков к нам пришли драгоценные фолианты – настоящие произведения искусства.

Древнейшее дошедшее до наших дней Евангелие в драгоценной обложке – VII века. Оно принадлежало королеве лангобардов Теоделинде. Его золотой оклад декорирован драгоценными камнями, эмалью и камеями.

К XIV в. относится древнерусское Евангелие, принадлежавшее боярину Федору Кошке, приближенному св. князя Димитрия Донского. Его серебряный оклад украшают литье, чеканка, скань, зернь, эмаль. На нем множество фигур. В центре Спас на троне, Ему предстоят Богоматерь и свт. Иоанн Златоуст. Выше – образ Спаса Эммануила (Христа Отрока), по сторонам от него – ангелы с орудиями Страстей Христовых. По углам оклада расположены образы четырех евангелистов, по краям – миниатюрные рельефные изображения святых и херувимов. Фон центральной части оклада украшен тончайшей витой сканью и зернью, фоны изображений заполнены цветной эмалью. О значимости этого произведения говорит тот факт, что царь Иоанн Грозный в 1558 году заказал богослужебное Евангелие в окладе, повторяющем этот памятник древнерусского ювелирного искусства.

#Богослужебное евангелие #церковная утварь #христианское искусство