Моя мама ещё в девичестве уехала из родной деревни. Училась, работала в большом городе, там же вышла замуж. С моим отцом поездили по стране. Потом родилась я, а когда немного подросла, вернулись родители в Сибирь, осели в городке, в соседнем районе от родной маминой деревни. Позже, повзрослев, и получив профессию, я уехала в родной мамин район, и много лет там прожила.
Но что меня всегда поражало, когда рассказывала маме о людях, с которыми меня сводила судьба, мама зачастую имела представление о ком я говорила, называла их родителей, родственников, основные вехи их жизни. При одном условии - если они были одной с нею национальности.
Где бы не встречались татары, всегда радушная встреча сопровождалась долгими разговорами. В беседе выясняются события из жизни родственников, друзей, соседей, просто знакомых. Разговор неспешно перетекает с одного человека на другого, попутно комментируются события его жизни. И это не любопытство. это такая традиция, правила хорошего тона, которые обязательно поддерживаются.
Как то сопровождала я маму на прогулке, ей уже за 80.. Встретилась её знакомая, спешить ни нам, ни ей особо некуда, и женщины разговорились. Я знаю язык не очень, и чтобы понять о чем речь мне бы пришлось напрячься и внимательно слушать. Но я давно научилась отключаться от разговора и думать о своем. Женщины отошли в сторону к лавочке, я же осталась на дорожке, оглядывая окрестности. Через несколько минут разговор затих, мне показалось даже, что повисло какое то напряжение, поэтому я повернулась в сторону женщин. Оказалось, к ним подходила ешё одна пожилая татарка. Мамино лицо я видела из-за её плеча. Внешне оно выглядело спокойно и доброжелательно, но я хорошо знаю её, и понимаю, что что то не так. Мамины глаза цепко осматривали вновь прибывшую, улыбка немного сползала, но ещё держалась на губах. Женщины перебросились несколькими фразами, закруглили разговор традиционным прощанием, и мы с мамой пошли дальше. Мама была задумчива, и поэтому я спросила, кто эта женщина. Мама ответила, что эту женщину показала ей её мать, ещё годах в 60- х на сабантуе и рассказала такую историю.
Бабушка осталась сиротой ещё во времена Столыпинского переселения. Её родители умерли в дороге, и маленькую сероглазую девочку приютила татарская семья, в которой она и выросла. Была она ещё подростком, в их поселенческую деревню приехала старая женщина- татарка. Жила она у соседей, которые приютили её из сострадания, смотрела как могла за детьми. Говорила, что где то в Красноярске у неё в есть дочь, называла её имя. Эта женщина пожив в одной семье пару лет с обозом уехала в Красноярск, на поиски своей дочери. С тех пор прошло лет 10 - 15, Время было уже предвоенное. Бабушка моя, выросла, вышла замуж, родила уже двух детей. По какой то надобности с другими женщинами, она отправилась в районный центр и каково же было её удивление, когда она увидела ту старую женщину, которая жила какое то время у соседей. Внешне она практически совсем не изменилась, даже чуть посвежела. Когда на местном рынке женщины разговорились о встретившейся, моя бабушка поняла, что ошиблась, ей сказали, что это дочь, которую та женщина так искала. Дочь приехала из города купила небольшой домик в селе и жила себе потихоньку. Людям она рассказала, что мать её нашла, жили они вместе, пока мать не умерла, дети у неё , дочь и сын взрослые, давно живут своими семьями. А она сама затосковав в городе, уехала в те места, о которых много говорила ей её мать.
Следующий раз моей бабушке пришлось пересечься с женщиной в конце 60-х. Проводился в районе развеселый татарский праздник сабантуй. Собирались жители из окрестных деревень, приезжали гости и родственники из городов и районов. Состязались в ловкости, силе, сообразительности. Вот тогда бабушка и показала моей маме ту женщину. Была она в годах, одета на городской манер, в закрытые туфли на хлопчатобумажные чулки и простое темное платье, сверху накинут пиджак, седые волосы прикрыты платком. С виду ничего особенного. Ну и что? - удивилась моя мама, когда бабушка рассказала ей историю, своих встреч с этой женщиной, - Может быть так и было, это были мать и дочь, очень похожи друг на друга? - А это кто? 30 лет почти прошло, это не может быть дочь, обе они когда встречались мне выглядели лет на 70-80.- заспорила бабушка. Женщина была ухожена лет на 65-70. Знакомые просветили - женщина городская, тут какое то время жили её мать и бабка, пока не уехали в город. Пригласили её какие то знакомые.
И вот новая встреча. Встретившаяся нам на прогулке женщина была ровесницей моей мамы, и точной копией той незнакомки, которую заприметила ещё в начале прошлого века моя бабушка .
И ещё, по утверждениям моей бабушки и мамы, на указательном пальце правой руки у всех 4 женщин отсутствует одна фаланга, видимо от этого у них возникла привычка держать правую руку кулачком. Ну у последней фаланга точно отсутствует, я приметила сзади, когда она в разговоре поправляла узел платка на затылке...