Недавно Юрий Мисник, директор по цифровым технологиям сети «Магнит», в интервью для проекта Magnit’s Visionaries поделился своим видением будущего ритейла. Речь также шла об эволюции IT-платформы «Магнит», цифровой трансформации компании и использовании розничной сетью больших данных. Давайте остановимся на ключевых моментах этой беседы.
Эволюция IT-платформы
По словам Юрия Мисника, у «Магнит» уникальная IT-платформа. Во-первых, она состоит из ряда кастомизированных систем, которые компания самостоятельно создавала на протяжении последних 20 лет.
Эти системы были спроектированы под специфику процессов ритейлера. С одной стороны, это даёт «Магнит» много преимуществ — например, позволяет адаптировать IT под собственные потребности.
С другой стороны, платформа получилась не очень гибкой, и в некоторых аспектах менять её довольно трудно. Поэтому сейчас существенная доля проектов «Магнит» направлена на модернизацию IT-систем.
Во-вторых, IT-платформа «Магнит» очень масштабная. В сети сейчас больше 25 тысяч торговых точек и распределительных центров. Поддерживать эту систему в режиме 24/7 без сбоев и с надлежащей экономической эффективностью не просто.
Помочь сделать IT-платформу ритейлера одновременно гибкой, динамичной, эффективной и бесперебойно работающей призваны несколько решений. В первую очередь это облачные технологии, в том числе российские, на которые «Магнит» планирует перевести значительную часть своей IT-платформы.
Цифровая трансформация
Юрий Мисник говорит, что для «Магнит» цифровая трансформация означает сразу несколько вещей. В первую очередь цифровизация призвана обеспечить покупателям наилучший потребительский опыт. То есть дать покупателю возможность получать нужные ему продукты через тот канал, который ему удобен.
В случае «Магнит» потребительский опыт будет достаточно уникальным. Дело в том, что современные покупатели не только ходят в магазины, но и желают получать схожий опыт в цифровой среде. А это означает доступ к приложению и его сервисам, в том числе возможность заказывать товары и услуги онлайн.
Кроме того, цифровая трансформация фокусируется на развитии бэк-офиса и автоматизации устаревших процессов, чтобы убрать из них рутинный труд. А в идеале — сделать так, чтобы всё работало от начала и до конца без участия людей.
Наконец, «Магнит» стремится стать компанией, работающей на основе данных. У каждого сотрудника должна быть возможность обратиться к системе и получить нужные данные в нужной форме, а потом эффективно их использовать. Например, для отчётности или машинного обучения.
Главная задача «Магнит» как ритейлера — оперативно реагировать на запросы покупателей. Скорость и гибкость в этом случае приобретают особую важность, и обеспечить их реализацию как раз призвана цифровая трансформация.
Я хочу, чтобы нашим покупателям были доступны лучшие услуги, чтобы именно в наших магазинах они находили лучшие предложения и самое качественное обслуживание.
Кроме того, я хочу, чтобы «Магнит» располагал такими решениями, которые обеспечат лучший сервис для всех функций и подразделений компании.
Если у нас появятся ресурсы для максимально эффективного выполнения своих бизнес-задач и бесперебойный доступ к данным и аналитике, то в конечном счёте это позволит нам предоставить лучший уровень сервиса для покупателей.
Юрий Мисник, директор по цифровым технологиям сети «Магнит»
Будущее ритейла
По мнению Юрия Мисника, будущее ритейла практически наступило. Пример — умные устройства, которые могут следить за наличием еды в холодильнике и самостоятельно заказывать продукты, когда они заканчиваются. Другой пример — магазины без касс, кассиров и наличной оплаты, которые уже есть на Западе.
То есть современные технологии в ритейле существуют и успели себя зарекомендовать, вопрос лишь в экономической эффективности. Задача «Магнит» — найти способ эффективно масштабировать эти технологии. Возможно, что примерно через 5 лет магазины без персонала появятся и в России.
Роботизация ритейла
Сказанное выше верно и для технологий вроде беспилотных грузовиков и полностью автоматизированных логистических центров. Сами технологии уже готовы, а вот правовые аспекты их реализации на практике ещё не проработаны.
Простой пример. Представим, что у компании есть два беспилотных автомобиля, которые столкнулись друг с другом. На ком будет вина? Или кто будет виноват, если в работе одного из роботов на складе произойдёт сбой, из-за которого пострадают товары или даже люди? Это вина производителя, поставщика ПО или оператора?
Правовая система в этой сфере ещё совсем сырая. Поэтому перед «Магнит» и другими российскими технологическими компаниями стоит важная задача создать юридический фундамент для того, чтобы беспилотный транспорт стал реальностью.
В сфере логистики всё немного проще. Юрий Мисник уверен, что тренд на роботизацию ритейла неизбежен, и в логистических центрах «Магнит» будет всё больше и больше роботов. Компания уже реализует проекты в этом направлении. Например, было запущено несколько пилотов роботизированной уборки магазинов.
Большие данные
Продуктовая розница немыслима без продвинутой аналитики и машинного обучения. «Магнит» активно развивается в этом направлении. В ритейлере уже функционирует несколько нейросетей, которые помогают оптимизировать, например, операции с промоакциями и неплохо справляются со своими задачами.
Кроме того, сейчас всё больший оборот набирает понятие метавселенной. Юрий Мисник убеждён, что у «Магнит» есть все возможности, чтобы использовать AR- и VR-технологий для обогащения покупательского опыта.
Пример реализации таких решений — приложение, которое позволяет покупателю совершить виртуальный поход в магазин. А благодаря опциям дополненной реальности покупатели будут видеть не только товар на полке, но и информацию о его составе и питательной ценности или историю происхождения. В ближайшие 3‒5 лет такие технологические решения, скорее всего, обретут заметный вес.
Смотрите видеоверсию интервью в нашем YouTube-канале
Читайте ещё о новых проектах и технологиях сети «Магнит»:
Технологии-2021 в «Магнит»: подводим итоги года
CIO «Магнит» рассказал, как в компании устроены IT-процессы
«Магнит» наградили премией «Время инноваций» в двух номинациях