У моего знакомого (привет, Андрей) есть ребёнок 4 лет. Малой обожает играть на планшете. Прыгает и визжит от счастья, когда проходит уровень. Проходит он их всегда. Как так?
Знакомый заглянул в планшет и увидел, что пацан доходит до 10 уровня игры, там ему предлагают поиграть в 11-й, но тот отказывается и играет снова с первого. Хотя уровней в игре сотня, а может, и больше.
На вопрос, почему он не включает следующие уровни, малой ответил: "Там сложно, я могу проиграть". Знакомый удивился: "А если выиграешь? Пробуй снова! Даже если проиграешь, что в этом страшного? Ты потеряешь только время, зато научишься играть лучше".
Под нажимом отца малой согласился поиграть на более сложных уровнях. Он без проблем, упиваясь осознанием своей крутизны, дошёл до 20-го и только там начал уже проигрывать – соображалки не хватало, всё-таки возраст. Как только отец отвернулся, пацан включил игру с начала и погнал по кругу – с первого уровня до десятого и снова, снова...
К чему я это рассказал? К тому, что основная масса людей действует по тому же принципу, что и 4-летний пацан. Они всю жизнь играют на низких уровнях, потому что боятся проигрыша на более высоких. Их жизнь идёт в цикле "без напряга поработал – получил небольшую зарплату – немножко порадовался своему успеху – снова легко поработал" и так до пенсии.
Люди прекрасно знают, что в этой игре десятки, сотни уровней, но не пытаются их запустить. Потому что боятся самого страшного зверя – проигрыша.
Дело не столько в культуре и традициях, не в том, что проигравшего заклеймят лузером, хотя это тоже может влиять. Четырёхлетнего пацана никто не зафукает за фейл в игре, но он всё равно избегает его. Тридцатилетнего мужчину тоже не оплюют всем миром, если он попробует запустить бизнес и потерпит фиаско, но такая перспектива парализует его активность.
Проигрыш равно негативные эмоции. Люди по природе своей склонны бежать от негативных эмоций. Инстинктивно. Человек не пытается вылезти на следующий социальный уровень, потому что не хочет ощутить себя проигравшим. И выбирает дело, где риск этого минимален.
"Ну и пусть я не получу большого приза, зато точно получу свою маленькую зарплату и сегодня, и завтра, и послезавтра".
Насчёт "завтра, и послезавтра" он заблуждается, но усиленно гонит от себя эту мысль. Иначе ведь придётся искать и пробовать другую схему действий. А вдруг там – о боже! – у него что-то не получится?
Если тебе легко, и всё получается – значит, ты застрял на одном уровне игры и не переходишь дальше. Продолжая в том же духе, ты не станешь жить лучше никогда. Хуже – очень вероятно. Тебя это устраивает? Продолжай.
Если тебе некомфортно, страшно, ты встречаешь препятствия, тебя отбрасывает назад, ты пробуешь снова и одерживаешь победы – значит, ты играешь на следующем уровне. Здесь и не должно быть слишком легко. Так задумано разработчиком, чтобы игрок не заскучал.
Если ты лезешь через дебри, оставляя клочья шкуры на ветках, то ты зашёл на уровень, который тебе пока не по зубам. Так бывает. Натренируйся на более низких, нарасти шкуру пожёстче, прежде чем вернуться сюда.
Не играй на все, чтобы цена проигрыша была тебе по карману.
В любом случае – когда ты испытываешь тревогу, страх, не уверен в успешном результате того, что делаешь, значит, ты на верном пути. Не беги от страха, приветствуй его. Продолжай делать.
Помогаем торговать на маркетплейсах. Услуги фулфилмента от компании "OneTap".
👈 Подписывайтесь на мой канал о бизнесе, ставьте лайки. Так вы поможете развитию канала. Спасибо!