В этом году зима на Кубани как всегда жадничает снегом и морозом. Ни того, ни другого у нее на равнине толком не допросишься. Половина января вообще была весной. Даже в моем палисаде расцвели подснежники: галантусы и цикламены. Представляю, что творится в горах поближе к морю.
А раз зима к нам на Кубань не спешит, пришлось съездить к ней в гости в горы, где она есть почти всегда. Чем выше, тем зима лучше.
Кто-то едет к зиме в Красную поляну, Лагонаки, Домбай и Архыз. Но есть прекрасные зимние места и поближе. А по мне так и поинтересней.
Поэтому мы выбрались на гору Больше (высота 1751 метр). Это на границе Кубани и Карачаево-Черкесии. Одна из вершин Скалистого хребта.
Сугробы по колено, морозец, заснеженные просторы и иней даже на камнях.
Эту дорогу на вершину горы Больше, что начинается за рекой Кяфар около станицы Сторожевой, мы присмотрели в прошлом году. Тогда мы пытались заехать на Больше с другой стороны, от аула Кобу-баши. Но на самом верхнем подъеме нас ждала неприятная неожиданность – вся дорога оказалась скользким катком из-за замерзшего ручья, стекающего с горы. Пришлось машину бросить и идти пешком.
В тот раз мы хорошо прогулялись вдоль Мокрой балки до пещеры Извещательной, заглянули в пещеру и успели сбегать на вершину горы Больше.
На этот раз хотелось забраться на Больше с другой стороны и изучить пещеры балки Башкирской. По описаниям здесь есть пещеры Башкирская и Бандитская.
Вся дорога в подъем была отличной, без снежных заносов. Вначале мы ехали мимо ферм. Поднялись повыше. Впереди нас тянулся одинокий след машины, который показывал нам верное направление пути.
На скалах сидели важные белоголовые сипы, которые посматривали на нас издалека.
Чем выше мы поднимались, тем красивее становилась картина вокруг. Заснеженные вершины гор. Белые долины с прочерченными полями, ручьями и дорогами, будто аккуратный чертежник нарисовал здесь красивую карту.
Деревья, кустарники и трава были покрыты толстым слоем затейливого инея.
Взобравшись наверх, мы обнаружили, что дальше дорога основательно занесена хорошими сугробами. Пару раз побуксовав в снегу, мы уже думали бросить машину и идти дальше пешком. Но благо, что машина охотников, проехавшая перед нами, оставила одиночный след. Эта машина пошла прямо по краю скалистого обрыва, так как там ветер смел глубокий снег. И мы благополучно проехали по этому следу большую часть пути.
А дальше у верховьев балки Башкирской глубокие сугробы все же перекрыли нам путь.
Мы попытались идти дальше пешком по дороге, но сугробы высотой по колено сильно затрудняли движение. Тогда мы пошли по краю обрыва, где снега было поменьше, вверх и вниз через холмы до самого верха горы Больше.
Над долиной летали белоголовые сипы, красиво паря в потоках сильного ветра.
Вдали виднелись несколько знакомых вершин: двуглавая гора Уруп, где берет начало одноименная река. Справа от нее гора Загедан. Слева – несколько вершин: Чилик первый, Чилик второй. А за ними возвышались другие горы Архыза.
Под бастионами горы Больше расположился ряд ажурных скал с арочными окнами.
В углублениях среди камней и скал ветер намел огромные сугробы снега, в которых можно было и утонуть.
Жаль только, что облака затянули всю округу, и красавец Эльбрус на этот раз так нам и не показался.
Взобравшись на вершину горы Больше и обойдя окрестности, мы направились к истокам Башкирской балки, чтобы найти пещеры Башкирскую и Бандитскую. Буксуя в сугробах, мы шли к намеченной цели.
Но тут налетела метель, солнце скрылось за тучами, на землю спустились вечерние сумерки. Нужно было возвращаться к машине. Решили, что пещеры найдем в следующий раз.
На обратном пути мы все же въехали в сугроб. Машина застряла в снегу, пришлось ее откапывать. Но все закончилось благополучно. И закат мы встречали уже, спускаясь по чистой дороге вниз.
Над головой парила стая сипов. Стая куропаток перекрыла нам путь, выклевывая какой-то корм на дороге. На машину они вообще не обращали внимания. Но стоило мне вылезти наружу, чтобы их сфотографировать, они тут же взлетели из-под ног и скрылись в камнях.
Заходящее солнце, выглядывая из-за туч, красиво освещало горные вершины. Его лучи подсветили туман, окутавший долины, который некоторое время таинственно мерцал зеленым светом. Но небесные лучи вскоре погасли. Ночной сумрак опустился на заснеженную землю. Зимняя сказка подошла к концу…
Сергей Шептун