Кто из нас не говорил себе фразу "сделаю потом", когда не хотел приниматься за какое-нибудь дело? Но давайте будем честны, что с наступлением этого "потом" мы всё так же не двигаемся с места и к тому же начинаем мучиться от чувства вины.
Что ж, самое время обратиться к такому термину, как прокрастинация. Регулярное откладывание дел является деструктивной привычкой, которая негативно влияет на жизнь. Человек учится, работает и самосовершенствуется гораздо медленнее, чем ему самому хотелось бы. Поэтому важно уметь грамотно планировать свой распорядок дня. Например, сделать большой проект с нуля за одни сутки просто невозможно. Конечно, можно безвылазно сидеть за компьютером, не прерываясь на сон и еду, но итогом такой деятельности будет убитое здоровье. Вы уверены, что готовы так рисковать?
Важно научиться ставить себе правильные цели. Если цель слишком глобальна, не структурирована и туманна, то и выполнять её будет не просто трудно, а невозможно.
Разберёмся на примере. У вас есть задача: "Разгрести долги по учёбе!". И вы держите её в голове, но не конкретизируете. Теперь ответьте на вопрос, как скоро вы сдадите все долги? Правильно. Вы можете вообще ничего не успеть. Чтобы эта задача была выполнена, надо её переформулировать. Для начала установите чёткие временные рамки, пропишите, что будете делать первым, что вторым, третьим и так далее. Вот такая цель будет выглядеть гораздо реальнее.
Тайм-менеджмент - вообще очень полезная штука. К сожалению, об этом не говорят ни в школах, ни в вузах или просто упоминают вскользь, что никак не помогает выработать необходимый навык.
Первое и самое главное правило тайм-менеджмента - отводить на выполнение задачи достаточное количество времени. Как сильно бы вы ни хотели себя обмануть, но выучить четыре листа конспекта по квантовой физике невозможно за полчаса. Оценивайте свои силы здраво!
Второе правило можно назвать продолжением первого. Чётко указывайте временные рамки выполнения задачи и хорошенько продумывайте последовательность шагов для её реализации. Не надо судорожно браться за всё подряд, так вы только сильнее запутаетесь и быстрее устанете.
Третье правило: выбирайте только одну важную цель на неделю. Поверьте, все ваши цели имеют разную значимость: какие-то можно выполнить позже, а какие-то не могут ждать и лишний час.
Четвёртое правило: привыкайте во время планирования говорить не "я сяду за изучение английского, как только появится свободное время", а "я сяду за изучение английского в 16:00".
И последнее — пятое правило. Узнайте сколько на самом деле у вас остаётся свободного времени, которое можно потратить на хобби или дополнительное обучение. Для этого вам потребуется упражнение "168 часов". Звучит непонятно, да? На самом деле всё просто. В неделе 168 часов. Из них нужно вычесть время, которое затрачивается на обязательные вещи (прием пищи, гигиену, проезд на транспорте, основную учебу, работу, отдых). Из получившегося числа вычитается семь резервных часов на случай форс-мажоров. Итоговое число часов - ваше свободное время, которое можно тратить на необходимые дела.
В заключение стоит сказать, что продуктивность — это, конечно, хорошо. Но если вам приходится прикладывать огромные усилия, чтобы концентрироваться на работе, и вы чувствуете усталость, то стоит взять перерыв. Отдых необходим каждому человеку, и не стоит себя винить за время, проведённое за любимым занятием, будь то чтение книги или просмотр сериала.