Шутки шахматных королей

57K прочитали

Однажды у Вильгельма Стейница — первого чемпиона мира — спросили перед началом турнира:

— Кто, по-вашему, фаворит?

— Конечно, я, — был ответ. — Ведь у меня более легкие соперники, чем у моих конкурентов, им придется играть с чемпионом мира, а мне нет.

Анатолий Карпов
Анатолий Карпов

Ферзь только мешает

Однажды в купе поезда попутчик предложил Ласкеру сыграть партию в шахматы. Тот хотел отдохнуть и сказал, что играет слабо. Любитель шахмат предложил «слабому» партнеру фору — ферзя. Сели играть, и Ласкер быстро проиграл, надеясь, что этим все закончится, но соперник снова расставил шахматы. Тогда чемпион мира решил пошутить и, одновременно, немного проучить назойливого партнера. Он сказал:

— Я все понял. Ферзь только мешается под ногами. Я бы предпочел играть без него.

Сосед по купе долго смеялся, но, проиграв партию, остался в полном недоумении.

Форд подвел

Во время международного турнира 1925 года в Москве кто-то пустил слух, что Капабланка женат на дочери автомобильного магната Форда. На одном из выступлений Капабланку спросили об этом. Чемпион мира улыбнулся и ответил:

— Действительно, я собирался стать зятем Форда, но он, увы, подкачал — произвел на свет только сыновей.

…Ему только кажется, что он шахматист

Выиграв в 1929 году матч у Боголюбова, Алехин решил немного проучить его за самонадеянность и на заключительном банкете рассказал анекдот, который сам придумал:

— Мне приснилось, что я умер и прибыл к вратам рая. Святой Петр спросил, кем я был на земле. «Шахматным маэстро? Нет, таких мы в рай не пускаем». Удрученный, я собрался уйти восвояси, но тут за облаками заметил Боголюбова. Я спросил у привратника:

— А почему этот господин в раю, он ведь тоже играет в шахматы?..

Последовал ответ:

— Нет, что вы — это ему только кажется.

Неправильная жизнь

На праздновании 80-летия Макса Эйве кто-то из его гостей выразил восхищение тем, что юбиляр сумел прожить столько лет и не приобрел ни одного врага — небывалый случай в шахматном мире!

— Раз у меня нет врагов, — с грустью сказал Эйве, — значит, я неправильно жил.

Помогла близорукость

После партий на первенство мира с Талем, Ботвинника спросили, не мешал ли ему играть взгляд Таля, который гипнотически действовал на многих его соперников. Ботвинник ответил:

— Мне повезло — из-за близорукости я не видел глаз Таля.

Твердый характер

Как-то Ботвинника спросили, как он относится к тому, что его ученик Гарри Каспаров, чтобы убрать лишнее «препятствие» к шахматному трону, поменял фамилию отца (Вайнштейн) на фамилию матери. Ботвинник ответил:

— Конечно, это дело Гарри, но вот я в свое время не сделал этого — проявил характер».

— А какая фамилия была у Вашей мамы, Михаил Моисеевич?

Ботвинник улыбнулся:

— Рабинович...

Заботливое предупреждение

Когда в 1976 Виктор Львович Корчной стал «невозвращенцем», в Сочи проходил турнир с участием Смыслова. Прохаживаясь в свободный от игры день по пляжу, Василий Васильевич показывал на известного журналиста Виктора Львовича Хенкина и заботливо предупреждал: «Берегите его — он у нас теперь один остался».

Ценный совет

Известный гроссмейстер обратился к Талю:

— Миша, я сегодня выступаю по телевидению. Что мне сказать зрителям?

— Дайте им ценный совет — пусть слушают радио, завтра там выступаю я!..

Комплимент

Таль похвалил шахматного журналиста Виктора Хенкина за его репортаж с чемпионата страны. Тот расплылся в улыбке и поблагодарил гроссмейстера за комплимент, заметив, что редко от кого удается услышать такие теплые слова.

— Естественно, — сказал Таль. — Кроме меня, тебя никто и не читает.

Чьи шансы выше

Когда чемпионкой мира среди женщин стала Майя Чибурданидзе, один из журналистов спросил Таля:

— Как Вы расцениваете шансы Майи стать чемпионом мира среди мужчин?

— Во всяком случае, выше, чем мои — стать чемпионом мира среди женщин, — не задумываясь, ответил Таль.

Фирменная шутка

У Таля было немало фирменных шуток, которые он любил произносить в компании своих друзей. Вот одна из них — далеко за полночь он просил: «Официант! Смените собеседника!».

Благодарность

В последние годы жизни Таль выглядел неважно. Однажды на улице с ним поздоровался кто-то из знакомых.

— Спасибо! — сказал Таль.

— За что?

— За то, что узнали меня!

Веский аргумент

Когда Петросян женился, они с супругой жили в маленькой двухкомнатной квартире. Будущий чемпион мира был членом общества «Спартак». В те годы шахматы пользовались большой популярностью среди маршалов и генералов, и Петросяну предложили перейти в ЦСКА, пообещав дать сразу четырехкомнатную квартиру.

— О чем тут думать, конечно, соглашайся! — воскликнула жена. — У тебя будет отдельный кабинет. Фантастика!

— Сегодня я ради лучшей квартиры перейду из «Спартака» в ЦСКА, — сказал Петросян, — а завтра встречу лучшую жену и перейду от тебя к ней. Как ты к этому отнесешься?

После этих слов супруга больше не настаивала на переходе мужа в другое общество и сама занималась обменом квартиры.

Кто профессионал, а кто любитель…

В 1960-е годы Спасский постоянно обыгрывал датского гроссмейстера Бента Ларсена, в то время одного из претендентов на звание чемпиона мира. «Много амбиции, но мало амуниции» — шутил будущий чемпион мира, хотя и уважал Ларсена и как человека, и как шахматиста. После того, как в 1968 их претендентский матч закончился очередным разгромом датчанина, Спасский заметил: «Ларсен играл как любитель, но получал как профессионал. Я же, напротив, играл, как профессионал, но получал, как любитель».

Анжела Дэвис в истории шахмат

В начале 1970-х годов большой резонанс получило «дело Анжелы Дэвис». Хотя никто толком не знал его сути, все гневно протестовали и требовали ее защиты. Было подготовлено специальное письмо президенту США Ричарду Никсону, которое предложили подписать многим известным людям, в том числе и двум шахматистам — Ботвиннику и Спасскому. Ботвинник заявил, что не имеет желания вступать в переписку с Никсоном. Спасский согласился подписать, но попросил показать ему материалы дела, чтобы лично убедиться в необоснованности предъявленных Анжеле Дэвис обвинений. С тех пор с подобными просьбами к нему не обращались.

Милость короля

Однажды Фишер потерпел поражение от Спасского.

— Расстроились ли Вы? — спросили у него.

— Ни капли! Если я проигрываю партию, то чувствую себя королем, подающим милостыню нищему!

Закон Карпова

Когда Анатолий Карпов был провозглашен чемпионом мира, он был еще очень молод, но уже приобрел популярность. С ним считали за честь общаться многие представители тогдашней «золотой молодежи», и Карпов, склонный к логическим выводам, установил интересный закон. Дети министров общаются только с детьми министров, дети заместителей министров в этот круг не допускаются. Дети родителей, которые ездят на «Чайках», не имеют никаких дел с детьми тех, кто ездит на «Волгах». В общем, все как в шахматах — белопольный слон никогда не может стать чернопольным, а чернопольный — белопольным.

Армянский инцидент

В 1960 году, победив на Всемирной шахматной Олимпиаде в Лейпциге, советская сборная праздновала успех. Ботвинник подошел к Корчному и сказал: «Виктор, давайте выпьем. Это хороший старый армянский коньяк. Как ваша жена». Жена Корчного была армянкой.

Корчной взглянул на бутылку, на пустую рюмку Ботвинника и мгновенно отреагировал: «Да, это старый армянский коньяк. Как ваша жена». Жена Ботвинника тоже была армянкой. Шахматный патриарх побледнел и отошел в сторону. Он не мог снести такого ответа и через некоторых членов команды дал понять, что Корчной должен извиниться. Корчной же считал, что человеку, который допускает такие шутки, следует быть готовым к адекватному юмору. Но он был на 20 лет моложе Ботвинника, в шахматной иерархии далеко от него отставал и потому извинился. Армянский инцидент был исчерпан.

«Секретные материалы 20 века» №7(315), 2011. Владимир Вашевник, журналист (Санкт-Петербург)