Первый велосипед
Первый двухколесный транспорт, известный истории – беговел. Сегодня на них укрепляют ноги малыши, учатся держать равновесие без падений. Но в 1817-м году «машина для бега», созданная профессором Карлом фон Дрезом производила большое впечатление на взрослых людей!
В июне того же года Дрез прошел 10 километров от Манхайма до Шветцингена. Набор высоты 5-6 метров не существенно, но в те года преодолеть подобный маршрут без лошади, верхом на деревяшке с колесами всего за час – было чудом!
Из Петербурга в Москву в те времена путешественник добирался 4-5 дней.
В сущности, Дрез открыл не просто двухколесное транспортное средство, он создал личный транспорт. Изобретение Дреза назвали «Дрезиной», созвучно с имененем изобретателя. Термина велосипед на тот момент пока еще не существовало.
Кто придумал слово велосипед?
Часто встречаю людей, что яростно негодуют, слыша как зумеры употребляют американизмы. А между тем, русский язык обязан своим богатством именно заимствованию. Впитывает в себя аки губка новое и нет ему насыщения. Жадная до слов речь, выдергивает любые, угодные ей лексемы, коверкает на русский манер и выдает за свое!
Так и слово велосипед, каким бы родным не казалось, а прибыло из франции.
В 1860-м году Пьер Мишо придумал слово, способное описать транспортное средство с двумя колесами и простым механическим приводом. Bicyclette [бисиклет].
От велосипедов к автомобилям
Велики набирали популярность, повышался спрос. Желая подзаработать, тут и там возникали компании, известные теперь широким массам по авторынку. Skoda, Rover, Peguiot, Opel.
В 1886-м году, спустя каких-то 69 лет после изобретения первого велосипеда, Opel начинает серийное производство байков. Адма Опеля, основателя компании, называли Королем велосипедов! Правда, сперва он стал королем шляпок, приспособив производство для пошива головных уборов.
Сыновья Адама не прозябали в тени отца, напротив, они-то и увлекались велоспортом, причем весьма серьезно! Германия обязана им популяризацией двухколесных машин.
Повальное учление великами, охватило Европу! Бртья Opel активно катались и принимали участие в соревнованиях, став первыми чемпионами.
Именно они установили на велосипед первые покрышки, в которые нагнетался воздух. Да, райдер, ты знаешь как они назывались! Именем своего изобреталя - англичанина Джона Бойда Данлопа.
Глава семейства не сильно увлекался новым траспортом, но разглядел в нем будущее. Так что, шляпкам пришлось потесниться. В итоге, Opel оставался крупнейшим производителем велосипедов в Германии, вплоть до самой смерти основателя.
Самый первый велосипед
Велосипед, который больше всего похож на то, что мы называем этим словом, был создан в 1884-м году. Выкатился байк из умелых рук англичанина Джона Кемпа Старли. Получив имя Rover – сикталец, бродяга, путешественник - он стал активно конкурировать на велорынке. Дело в том, что ранее были известны велосипеды «Пени фартинг», велосипед с большим колесом.
Просто посмотри, райдер, уровень экстрима! Чтобы стать велосипедистом в позапрошлом столетии, нужно быть действительно ловким!
Кстати, в этой хронике ты увидишь многие велосипеды, о которых пойдет речь в этой статье!
Но широкий круг начинающих велосипедистов требует более доступные варианты. Хочется же заработать больше, значит, надо больше продать, а значит, продукт должен быть простым в использовании!
Капитализм (в переводе на язык некоторых - жадность) - двигатель прогресса
Таким образом, Rover, взяв словно копье – вектор «безопасность», принялся завоевывать сердца и осваивать кошельки.
Цепной привод на заднее колесо, придуманный Стенли, используется по сей день. И сколько бы не придумывали вариантов с карданами, планетарками и прочими инженерными изысками, пока что цепной привод доминирует на рынке. Простота в производстве, простота в эксплуатации.
Уж не знаю, спадение ли, но Rover в зародыше был предприятием по производству швейных машин, как и Opel, еще до того как стал знаменит своими велосипедами, а после автомобилями, что так любит Мэй.
Первые педали у велосипеда
Из беговела велосипед стал постепенно превращаться в то, что мы знаем теперь в 1839-м году. Изобретение педального привода приписывают Киркпатрику Макмиллану. Но тут не все так просто. Дело в том, что автор не запатентовал своего изобретения.
Макмилан – простой кузнец, однако, он увлекался механикой и, думается очень не плохо соображал в этом деле. Задумав самоходную повозку с двумя колесами, которая могла бы двигаться за счет давления на педали. Усилие должно передаваться на переднее колесо, заставляя его двигаться вперед.
Первый велосипед Макмилана, по сегодняшним меркам, был настоящим франкенштейном.
Это была деревянная конструкция с жележными ободами, как у карет, которые защищали деревянные колеса от нагрузки, принимая всю каменистую фактуру дороги на себя.
Понятное дело, машина была ужасно тяжелой, скользкой, неустойчивой, а привод требовал невероятных усилий! Еще бы, сдвинуть такую махину с места! Но Киркпатрик освоил байк. Катаясь и совершенствуя изобретение, простой кузнец и не думал о патентах.
Историки, что приписывают Макмилану изобретение педального привода, ссылаются на первоое зарегестрированное ДТП с участием велосипеда. В 1842 году Киркпатрик сбил маленькую девочку, за что и был оштрафован.
Популярности педалей на велосипедах мы обязаны людям куда более предприимчивым, чем простой кузнец.
Способность увидеть потенциал – не дар, а способность людей образованных, жаждущих знаний!
Рассказывать о скепсисе в отношении Макмилана не хочу, райдер, но знай, что есть такое пятно в спирали велосипедной истории. Изобретение Киркпатрика хранится в музее транспорта в глазго.
Первая велосипедная рама
Велосипеды базировались на деревянных рамах до 1864-го года. Тяжелые, неповоротливые, но высокотехнологичные для своих лет.
Пьер Лалман, мастер, что занимался детскими колясками, в возрасте 19-ти лет, так же как и Макмилан в свое время, пришел к идее оснастить дрезины педальным приводом. Французские промышленники Оливье, оценили потенциал педальных дрезин.
Именно здесь кроется зерно раздора о первом педальном приводе. Дело в том, что именно Лалман запатентовал свои педали в 1866-м году.
Не знаю, сколько времени занимает подготовка производства к созданию новой продукции, знаю только по опыту общения с современными предпренимателями, что занятие сие сложное, длительное и, как правило, никто не хочет погружаться в расходы, когда совершенно не ясно, будет ли достойный выхлоп.
Гораздо проще штамповать по накатанной какую-то там продукцию и получать прогнозируемую прибыль. Так что, можешь представить, райдер, сколько нужно было пройти кругов ада, прежде чем начать новое дело.
Пьер Мишо, каретный инженер, дополнил могучую кучку Оливье и Лалмана, предложив оснастить дрезину металлической рамой. Еще один вклад очередного изобретателя, что сделал велосипед похожим на современные.
Постскриптум
Когда я снимаю свои обзоры современных велосипедов, неизменно думаю об одном: очередная попытка человека обновить старое - это подражание природе. Живое существо появляется на свет, похожее на всех представителей своего вида в общем, и ни на кого в особенности. Свой характер, свои тонкости, своя дорога!
А каким будет новый велосипед? Об этом знают вечные изобретатели - инженеры производства. И как бы я не ругал их за ошибки, как не хвалил бы за технологии, этот путь бесконечен и зовется жизнью. А жизнь, как сказал Альберт Эйнштейн, похожа на езду на велосипеде. Чтобы сохранить равновесие, вы должны продолжать двигаться. Так что, двигайся, райдер! Просто жми!!!