Разработку реактивного ранца «Bell Rocket Belt» американцы прекратили в 1961 году. Однако спустя почти 30 лет, проект решили продолжить. Последние годы американские дела в этом направлении отмечаются явными успехами. Основное направление развития такого рода системы сконцентрировано на разработке ракетных систем. Почему решено вернуться к проекту, и какие цели преследуют разработчики (и заказчики) «Bell Rocket Belt»?
Реактивный ранец история китайско-канадского изобретения
Примерно через четыре года (1965) после закрытия американцами проекта реактивного ранца «Bell Rocket Belt», некий молодой канадец китайского происхождения наслаждался кадрами фильма «Шаровая молния», где актёр Шон Коннери в роли Джеймса Бонда совершал дерзкий побег. При этом инструментом побега выступал реактивный ранец, который позволял перемещаться по воздуху. Заинтригованный фильмом, китаец-канадец ощутил, вдруг, явную необходимость разработать собственный реактивный ранец.
Несколько позже народившийся изобретатель долгое время осваивал все библиотеки Канады. Целью освоений являлись поиски литературы, где подробно описывается конструкция летательного аппарата, подобного тому, что применял Джеймс Бонд. Но тщетно. Уникальных сведений отыскать не удалось. Только в 2000 году, по крупицам собрав некоторые сведения, бывший гражданин Китая начал проводить обширные исследования по разработке реактивного ранца нового типа.
Согласно народившейся идее, вода использовалась в качестве топлива аппарата вместо водорода или азота. Три года потребовались изобретателю для создания концепции. План на разработку оказался настолько хорошим, что Национальный исследовательский совет Канады решил профинансировать это дело.
Благодаря финансированию, вскоре появился рабочий прототип на основе двигателя «SeaDoo», применяемого на небольших катерах. Лодочный агрегат «SeaDoo» использовался, в данном случае, для перекачивания воды по 10-метровому шлангу к водному реактивному ранцу потенциального пилота. Движение с помощью реактивного ранца контролировалось вручную вверх и вниз для движения вперёд-назад и движениями тела влево или вправо для бокового движения.
Китайско-канадский изобретатель на курортах Флориды
Неожиданно для библиотекарей Канады, а также для властей этой страны, быстро набирающий популярность среди канадцев изобретатель реактивного ранца китайского происхождения, вдруг, в одночасье оказался в Америке. Власти США быстро предоставили китайцу гражданство, после чего определили на место работы во Флориде. На момент 2005 года изобретатель-китаец уже работал с экспертами по гидроциклам, продолжая работу над созданным прототипом реактивного ранца.
Прототип показал стабильный и управляемый полёт к началу 2008 года. Успешные результаты лётных испытаний стали результатом привлечения инвестиций, а основным инвестором отметился армейский сектор США. Первый полноценный водный реактивный ранец «Jetlev-Flyer», действующий совместно с гидроциклом мощностью 155 л.с., появился в 2016 году. На гидроцикле используется топливо с октановым числом 91-95. Корпус силовой установки изготовлен из высококачественных композитов и стекловолокна. Силовой агрегат соединён с водомётным ранцем 10-метровым шлангом из плотной ткани с резиновым покрытием, алюминиевыми фланцами и защитным нейлоновым рукавом.
Реактивные ранцы гражданского пользования
Примерно в то же время компания «Stratospheric Industries» успешно провела испытательные полёты собственной разработки реактивного ранца, получившего название «X-Jetpack NX». Конструкция «X-Jetpack NX» несколько отличается от реактивного ранца «Jetlev-Flyer», и в первую очередь выпуском под коммерческое использование. Чуть позже фирма «Stratospheric Industries» начала работу над гидродвижителем другого типа под названием «Jetblade».
Конструкция «X-Jetpack NX» отличается также наличием двигательных труб, изготовленных из нержавеющей стали 316, предназначена специально для использования в солёной воде. Цель этой разработки компании «Stratospheric Industries» преследовала разработку высоко-эргономичного реактивного водного ранца, дополнив конструкцию множеством функций, обеспечивающих комфорт для пользователя.
После 2014 года три компании:
- Jetlev,
- Stratospheric Industries,
- Zapata Racing,
демонстрировали жёсткую конкуренцию за самую высокую долю заказов от спецподразделений США. Фирма «Jetlev» выпустила последнюю инновационную модель реактивного ранца, получившую название «JF-120 Shark». Согласно результатм тестирования, разработка показала отличные технические характеристики. Той же фирмой «Jetlev» была выпущена модель изделия класса люкс марки «JF-300». Этот реактивный ранец полностью изготовлен на основе углеродного волокна и предназначен, как для армейских нужд, так и для любителей полётов над водой.
Полёты над водой с переходом к воздуху
Между тем, компания «Zapata Racing» отметилась внедрением новейших гидродвижительных технологий. Фирма выдала в 2015 году оригинальные изделия «Plastic Flyboard» и «Plastic Jetpack». Как утверждается, инновации, используемые здесь, предполагают применение передового программного обеспечения, аналогичного тому, что используется на проектировании автомобилей «Формула-1».
Пластиковый вариант исполнения позволяет пилотам летать над водой в положении сидя. Тем самым существенно снижаются требования относительно балансировки и ловкости управления, которые необходимы пилоту в моменты полёта. Развитие использования пластика в схеме гидродвигателя также видится очень привлекательным моментом, поскольку позволяет уменьшить массу системы при сохранении высоких лётных характеристик.
Наряду с отмеченными событиями, фирма «Zapata Racing» активно рекламирует реактивный аппарат «Flyboard Air» воздушного хода. Как утверждается, имеет место независимая силовая установка, представляющая результат четырёхлетней работы. Реактивный ранец «Flyboard Air», правда, находится на стадии прототипа. Многочисленные лётные испытания и результаты испытаний показали: аппарат «Flyboard Air» способен обеспечить автономный воздушный полёт на высоте до 3000 метров с ограничением по времени - 10 минут. Максимальная скорость полёта 150 км/ч.
По материалам: UKZN