Желание возродить былое величие советской анимации проявляется не только в возрождении старых франшиз: иногда оригинальные произведения сознательно копируют сюжетные и эстетические модели советских мультфильмов. Они неочевидные, но всё равно, при должной наблюдательности, довольно заметные: вот и «Зебра в клеточку» из всего творчества нового Союзмультфильма ближе всего оказалась к тому, что принято считать советской анимацией.
Да господи, вы на заставку их посмотрите!
Текст, мелодия, звучание – влияние музыки Энтина и Шаинского настолько неприкрыто, насколько это вообще возможно. И это не плохо: напротив, заставка «Зебры в клеточку» одна из лучших в российской сериальной анимации в принципе. Наверное, не самая, потягаться со «Смешариками» и «Тайной Сухаревой башни» проблематично, но одна из. Чисто из-за музыки – симпатичной, обаятельной, немножко старомодной, но в хорошем смысле – когда музыке можно было подпевать, а потом напевать её уже безотносительно сериала.
Сама же «Зебра в клеточку» не настолько проникнута духом советского мультфильма, как её заставка. Во-первых, это очевидное компьютерное 2D, которое даже не имитирует ручной рисунок: напротив, как показывает опыт мерчендайза по проекту, на бумаге, ткани и вообще на любых физических предметах рисунки выглядят странновато и не очень естественно. Из дизайнов героев получаются относительно неплохие игрушки (по дизайну, качество же игрушек Союзмультфильма весьма плачевное), но они выглядят не очень хорошо в качестве принтов или раскрасок. Не знаю, с чем это связано, возможно, дело в едва намеченном лайна (грубо говоря, объекты в мультфильмы не имеют линии-границы: это просто цветовые блоки, которые наложены на другие цветовые блоки, и всё). А, возможно, формы персонажей не слишком уникальные, и они просто сильно смешиваются с персонажами других франшиз.
Помимо рисунка – в целом профессионального и компетентного, ограниченного лишь требованиями к детской телевизионной анимации, «Зебра в клеточку» имеет довольно типовые для современных мультфильмов темы и конфликты. Она куда больше напирает на идею толерантности в самом широком смысле этого слова – принятию любых различий, любых особенностей и специфических потребностей. Эта мысль появлялась, разумеется, на протяении всей истории российского и советского аниматографа, но то, как эта тема трактована в сериале, явление специфически современное. Хотя до «Зебры в клеточку» и были «Летающие звери», ровно с той же самой идеей, и тоже являющееся компьютерным 2D, «Звери» всё же имели свою специфику: это была не только проповедь о любви к ближнему, несмотря на их различия, но и такое вдохновляющее послание, мол крылья могут вырасти у каждого, тебе достаточно поверить в себя и тоже полететь (понятно, что это метафора, и сериал не рекомендует выпрыгивать из окон). «Зебра в клеточку» такой особенности не имеет: это довольно типовой сериал про сборище звериков-детей на далёком острове, у которых есть свои проблемы и развлечения. Каждую серию случается мини-конфликт, который в рамках этой же серии решается – в общем, традиционный пример вертикального сюжета, чтобы ребёнок посмотрел семиминутный мультик и переключился на следующий; можно даже не в хронологическом порядке.
Персонажи в целом очень обаятельные, хотя с ними есть небольшие проблемы. Не в их концепции, а в том, что конфликты с ними неравномерные: практически никогда не ставится под вопрос правота самой Клеточки, зато серий, где Поля (манерная девочка, немножко похожая на Рэрити из «MLP», только без её хороших качеств) или Яна постоянно показывают недостатки своего характера, предостаточно. Они местами даже слишком однообразные; конечно, рост персонажа в горизонтальном сериала – штука условная, и никто никогда не делает никаких выводов, но смотреть третью подряд серию про то, что Поля хочет ИДЕАЛЬНО, а её друзья хотят просто повеселиться… ну, наверное, если ты маленький, это может на время зацепить, но вряд ли надолго.
Но, на самом деле, моя единственная проблема с персонажами «Зебры» – это озвучка. Ох. Блин. Да.
Голоса девочек в целом нормальные, также нет проблем с Петей. Но, боги, как же мучительно слушать Пашу или Родиона! Я понимаю, что актёры специально утрируют их голоса, чтобы как бы подчеркнуть, насколько они забавные; нет! Это не звучит забавно! Это аудиальная пытка! А если потом это ещё и дети начнут передразнивать… ох, не хотела бы я оказаться на месте родителей!
Это, к сожалению, общее место для актёров озвучки в российской анимации: профессионалов реально мало. В итоге либо у нас одна и та же команда озвучивает и дублирует все проекты вообще, либо призывают каких-то медийных личностей или же просто случайных людей, которые с этой работой объективно не справляются. Это не касается «Зебры», там работают люди, уже утвердившиеся как достойные актёры озвучки… но, серьёзно, ребят, слушать, как взрослые люди пытаются корчить шутника с ментальными отклонениями или зануду, говорящего в нос – такое себе развлечение.
Ну, наверное, детям нравится. Ох.
«Зебра в клеточку», конечно, не великое произведение российской анимации, но это вполне рабочий и интересный аудитории проект. Я не думаю, что с прошествием времени кто-то из выросших детей назовёт этот сериал своим любимым, но он точно не научит ничему плохому; а, возможно, даже покажет что-то хорошее. Это такая непритязательная жвачка, в которой не то чтобы много креативности, но, по крайней мере, люди, создающие этот проект, понимают, что они делают.
В отличие от «Крутиксов».
#российские мультфильмы
#союзмультфильм
#зебра в клеточку