Иногда диву даешься как люди берутся за болезненную тему и умудряются в рамках нее обливать грязью всех, кого получится. Причем там где это, мягко говоря, неуместно. Сейчас проходит такое событие, как “Неделя памяти жертв холокоста”. Дело, в целом, хорошее, но на мой взгляд, выделять какие-то нации как самые пострадавшие во второй мировой войне - занятие весьма странное. Если есть желание анализировать причины трагедий - надо будет разбираться с идеями превосходства наций, а этим сегодня заниматься не слишком выигрышно так как про “особый путь” рассказывают лидеры каждой второй. И вот в рамках данного события и в связи с 80-летием событий “новой газетой” создан такой вот сайт - Бабий Яр. 80. И некоторые озвученные мысли вызывают мягко говоря...недоумение.
Авторская ремарка. Я ни в коем случае не собираюсь говорить “ничего не было” или “вы всё врете”. Без вопросов — это трагедия советского народа. Но вот к подаче у меня немало вопросов. Например, если поверхностно пробежаться по содержимому - можно найти разные оценки количества жертв. Причем оценки эти...странные. Сначала говориться о посчитанном до человека количестве убитых евреев - 33 771 (Прим.автора - и мелким шрифтом приписано “0,5% от общего количества жертв Холокоста”). А далее по тексту звучат оценки “всего более 100тыс” и чуть ниже “всего более 150 тыс”, так как точные цифры неизвестны. Получается какая-то странная картина - общее количество жертв неизвестно, но евреи посчитаны до человека. Причем так что прибавив упомянутое количество выживших получается ровная круглая цифра - 33 800. На мой взгляд это уже показывает странное отношение к жертвам. То есть даже по вашим же цифрам - евреи составляли меньшинство жертв, но данное событие выдается за трагедию еврейского народа, а не украинского, советского или еще как-то чтобы включить ВСЕХ жертв. Хорошо, с таким отношением продолжаю знакомиться с содержимым.
Тексты. Раздел предваряется фразой “Воспоминания выживших, свидетелей, историков”. Но почему-то мне не удалось найти ни одного историка среди приложенных текстов. Свидетели и выжившие есть, а вот с историками - не густо. Раздел почему-то не содержит никаких оценок события. И вообще сайт содержит много слов о необходимости помнить это событие, но воздерживается от оценок причин и озвучивании виновных. Сайт содержит только одно упоминание слова “фашизм” и то, как название фильма Михаила Ромма. Не содержит совсем слова “нацизм”, а слово “нацисты” используется только в разделе “о фильмах”. То есть идеологической оценки нет совсем. На мой взгляд это несколько странно. Ну или это намеренное замалчивание.
Комикс. Хоть я и вышел из возраста молодежи, я не слишком стар и прекрасно понимаю, что в данном стиле можно создавать серьезные произведения на любую тему. Однако рисовка “в стиле Бильжо” вызывает...недоумение. Желающие могут ознакомиться по прямой ссылке на раздел. Бог с ним, с художником, но это одобрил и редакторский совет. Видимо это, на взгляд местных авторов, честная журналистика без цензуры. Правда, на мой взгляд, если “отсутствие цензуры” — это вот такое творчество на такую тему, то верните пожалуйста цензуру в тройном объеме.
Фильмы. Я так понимаю что каждый раздел создавали разные люди и на общий результат всем им было плевать с высокой колокольни. А выпускающий редактор все это скомпоновал и выдал “как есть” ведь “цензура это плохо”. Нет, к самим предложенным фильмам я придираться не собираюсь. Повторюсь, у меня вопросы к подаче темы, а не к самой теме. Приведу несколько цитат.
Массовое убийство в Бабьем Яру в Киеве — один из самых ярких и широко известных символов Холокоста.
Спрашивается, зачем на одной странице писать о том, что было убито 0,5% от общего числа жертв Холокоста и такую формулировочку? Никому не кажется, что это немного противоречащие друг другу явления? Для красного словца? Хотя да, кто эту ремарку мелким шрифтом читал?! Все в норме.
Первая сцена, изображающая убийство евреев, появилась в кино всего через 4 года после самого события. Это была картина «Непокорённые» советского режиссера Марка Донского, и ключевая сцена фильма разворачивается именно в Бабьем Яру.[...]
«Непокорённые» — это экранизация одноимённой повести Бориса Горбатова, впервые опубликованной в «Правде» ещё во время войны, в 1943 году.
Запомните этот тезис, это важно. Ни для кого в бывшем СССР не секрет что Великая Отечественная Война дала достаточно поводов и тем для публикаций. И данная, как мы видим, не стала исключением. Однако будем честны — это не самое центральное ее событие. Например, тема Сталинградской Битвы заслуживало куда больше внимания. Причем освящение событий Сталинграда находит весьма любопытные формы. Например, есть в мире такой автор настольных игр как Дэвид Томпсон, который, будучи американцем, сделал два проекта на тему битвы за Сталинград, и как ни странно, не по мотивам фильма “Враг у ворот”. Отвлеклись, вернемся к основной теме.
Донскому пришлось пробиваться через цензурные ограничения, а затем столкнуться с растерянностью критиков. После 1948 года картину из проката убрали; в следующий раз массовому зрителю её показали уже в 1960-х по телевидению, подвергнув цензуре и удалив ключевую сцену.
Мне очень нравятся такие заявления. Во-первых, никогда в жизни не найдутся подтверждения озвучиваемого. Максимум - в интервью кто-нибудь из авторов рассказывает, как ему все мешали. Во-вторых - они выливаются в противоречия самому себе. Все же в курсе как братья Стругацкие пробивались через цензуру и получали многомилионные тиражи своих трудов?
Практически сразу после окончания Второй мировой тема Холокоста оказалась в СССР под запретом. Цензоры старалась не допускать, чтобы «еврейская» тема в принципе звучала в советской массовой культуре — кино, романах или музыке; это было связано и с государственным антисемитизмом, и с напряженными отношениями между СССР и Израилем.
То есть только что нам показали большой проект на эту тему и тут же оказывается тема была под запретом. Причем я не исключаю что препятствие “еврейской теме” действительно могло иметь место. Только не как антисемитизм, а как препятствие проталкиванию национальной темы в целом. Дескать не надо делать вид что одна нация пострадала больше других. Пострадал весь советский народ и выделять самых пострадавших - идея безблагодатная.
Ну и “государственный антисемитизм” — это великолепно. Правда поскольку “коммунисты были криворукими” и “ничего организовать не могли”, даже “государственный антисемитизм”, поэтому в президиуме ЦК заседал Лазарь Моисеевич Каганович. И могу поспорить - он там не один был.
Пробивать препятствия приходилось с боем — и особенно больших успехов удалось достичь в 1960-х годах.
Ну и я больше, чем уверен, что с “оттепелью” и сменой политических курсов государства это, разумеется, никак не связано
Как мы помним, в честь этих больших успехов почему-то из фильма об этих событиях была вырезана ключевая сцена. У меня стойкое ощущение что автор вспомнил как изучал математику в школьные годы. Помню исходный посыл, знаю какой нужен результат, серединку подгоню. А то, что серединка противоречит сама себе - неважно. Главное, что результат правильный.
В середине 1960-х началась долгая баталия за установку знака в память о погибших. Мемориал установили лишь в 1976 году, и указания о том, что нацисты убивали здесь именно евреев, на нем не появилось.
Никто не знает почему? Я попробую догадаться. Согласно приложенным данных о жертвах - всего было убито более 100-150 тысяч человек, из которых евреев насчитали 37771. Может поэтому?
В первые годы и даже десятилетия после войны тема Холокоста скупо освещается и в Европе и США. Причины этого крылись не столько в политической обстановке (хотя не без этого — например, в Великобритании убрали на полку фильм о немецких концлагерях, который сочли неуместным в условиях Холодной войны), сколько в неспособности осмыслить произошедшее и нехватке информации. Когда в 1960-х тема начнется раскрываться по-новому, для многих западных кинематографистов трагедия еврейства Восточной Европы будет освещаться через историю Польши. О тех, кто был убит в Киеве, да и вообще в СССР, говорить и писать будут гораздо меньше.
“Вы не понимаете, это другое”. То есть за рубежом “никак не могут осмыслить”, а у нас “проклятая цензура не дает”. Это два соседних абзаца. Почему у рядовых сотрудников НКВД получалось сочинять связно целые тома уголовных дел, а тут профессиональные писаки не могут два абзаца друг с другом согласовать?!
В перестройку исчезали практически все запреты, существовавшие десятилетиями.[...] Госкино уже было бессильно что-то запрещать, а деньги на фильм можно было получить не от государства, а от частного кооперативного бизнеса.
Речь идет о фильме с актерами первой величины, режисеру “повезло с подбором актёров”. Такая интересная удача в такой момент истории государства. Я, правда, не понял смысла фразы “бессильно что-то запрещать”. В стране действует сеть кинотеатров, для показа фильма в которых нужно произвести достаточное количество копий кинолент. Что это за “частный бизнес” может организовать без участия государства?
Для западного кинематографа трагедия Бабьего Яра долгое время оставалась в тени других жестоких акций нацистов, а советские режиссёры, за исключением успешной попытки Марка Донского, долгое время просто не могли приступить к теме из-за жестких цензурных ограничений.
Надеюсь, я доживу до того счастливого дня, когда покажут наконец какое-то документальное подтверждение сиих цензурных ограничений. Пока остается радоваться, что хоть изредка появляется кино не про пьяных чекистов и где не брезгуют в слух сказать слово “коммунизм” или “Советский Союз”.
На этом мне хочется остановиться, так как желание помыть руки берет верх над желанием изучать тему по данному сайту. Желающие могут ознакомиться с разделом о Музыке или почитать ссылки на заметки в Пикабу. Но желающие вряд ли найдут хоть какой-нибудь вывод из всего выше сказанного на сайте. Мы должны помнить это событие? Мы помним. Как и сотни других. Правда на практике почему-то получается, что одни события кому-то хочется, чтобы помнили лучше, чем другие. А выбирает какие события надо помнить видимо тот, кто оплачивает содержание редакции и портала? А вот как дойдем до вопроса "как не допустить повторения событий?", то тут дерзкая честная свободная бесцензурная журналистика умолкает.