Найти тему
Новости Узбекистана Podrobno.uz

За годы независимости уровень подготовки учеников и учителей упал настолько низко, что пора бить в колокола – Фатхулла Ахмедов

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. За годы независимости уровень подготовки учеников и учителей упал настолько низко, что пора бить в колокола, считает доктор физико-математических наук, профессор Фатхулла Ахмедов. В своей авторской статье он приводит несколько простых вариантов, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Так, необходимо срочно внедрять институт выборов директоров школ, а также устанавливать камеры в каждом классе для контроля учебного процесса.

Предлагаем вам ознакомиться со статьей.

­– Всем известно нынешнее состояние и уровень школьного образования в Узбекистане. За годы независимости республики уровень подготовки учеников и даже учителей упал настолько низко, что пора бить в колокола. Дальнейшая стагнация системы образования приведет к тому, что основная масса граждан превратится в полуграмотных людей.

Низкий уровень школьной подготовки отражается и на высшей школе. Большинство студентов начальных курсов высших учебных заведений не имеют необходимых знаний из-за низкой школьной подготовки и вследствие этого хромает подготовка специалистов высшей квалификации. В настоящее время знания и квалификация большинства выпускников высшей школы не отвечает современным требованиям. В итоге на местах и в центре не хватает высококвалифицированных кадров, столь необходимых для экономического преобразования Узбекистана.

В последнее время президент Шавкат Мирзиёев прилагает много усилий для реформирования образовательной системы в республике, постоянно отмечает необходимость повышения эффективности образовательной системы и её приближения к стандартам высокоразвитых стран. Для этого в республике делается многое – строятся новые школы, создаются специализированные школы (президентские, частные, школы с обучением на иностранных языках).

По инициативе президента были повышены зарплаты учителям школ и профессорско-преподавательскому составу вузов. Обещано, что к 2025 году зарплаты учителей школ доведут до 1000 долларов и тем самым президент намеривается поднять престиж учителя. И это правильно, я полностью поддерживаю такой курс. Высокий престиж учителя стимулирует высокий уровень подготовки самих учителей через высокий конкурс при поступлении в педагогические и другие вузы, готовящие специалистов для среднего и высшего образования.

Однако для эффективного реформирования школьной образовательной системы, кроме повышения зарплат учителям, улучшения материально-технической базы школ, необходимо еще изменить порядок назначения руководителей (директоров) школ, так как от руководителя учебного заведения зависит очень многое (одни школы успешные, другие не очень).

Нынешняя система назначения директоров не отвечает современным требованиям. Не секрет, что часто директора назначаются по сомнительным, иногда по коррупционным схемам, и в результате в руководстве школы оказывается человек, который не имеет необходимых квалификаций и знаний (наличие диплома не показатель) и профессиональных качеств.

Такой руководитель слабо контролирует учебный процесс и не болеет душой за школу, за то, чтобы дети получали хорошее образование. Нередко такие руководители, пользуясь своим положением, берут на себя определенное количество часов и часто не ходят на уроки, оставляя класс заниматься самостоятельно, либо со старшеклассником. И никто не может повлиять на такое положение – директор не подотчетен ни перед коллективом учителей и ни перед родителями.

Он всегда занят хозяйственными делами, кроме того, его могут вызвать в вышестоящие инстанции, и он будет вынужден пропускать уроки. Беря на себя уроки и при этом зная, что он не всегда может их проводить, директор априори нарушает клятву учителя – добросовестно учить будущее поколение. Пропуск уроков, особенно уроков по математике, физике, химии и других дисциплин, связанных с точными науками, недопустим.

Поэтому для учебного процесса будет лучше, если директор будет заниматься своими функциональными обязанностями – организацией и контролем учебного процесса, подбором и расстановкой учительских кадров, созданием условий для повышения эффективности учебного процесса (созданием специальных классов по предметам, оснащением лабораторий и специальных классов современными приборами, установками и материалами для проведения опытов).

Кроме того, при нынешней образовательной системе отсутствует эффективный контроль учебного процесса со стороны общественности, особенно со стороны родителей. Этот контроль осуществляется министерством формально – проверяется не качество преподавания, да и проверки проводятся эпизодически. Если бы качество преподавания проверялось, то уровень образования не упал бы до таких низких значений.

Родители не имеют возможности посещать учебный процесс и проверять качество преподавания. Проверка качества преподавания важна еще потому, что уровень знаний самих учителей также стал низким. Нередко учителя сами не имеют необходимых знаний по предмету.

Компетентные родители часто отмечают ошибки учителей математики, физики, химии и других дисциплин, что недопустимо. Что делать, что надо изменить, чтобы исправить положение в школьном образовании? Я предлагаю ввести институт выборности руководителя (директора) школы, лицея, колледжа и других средних учебных заведений.

При этом выборы должны проводиться объединенным общим собранием – учительский коллектив школы + представители родительских комитетов. Каждая школа сама выбирает себе руководителя и контролирует его деятельность. Министерство не должно вмешиваться в процесс выборов (оно может прислать представителя в качестве наблюдателя). Избранный руководитель (директор) на основании протокола собрания далее утверждается министерством.

В положении о выборах директора школы (лицея, колледжа) необходимо предписать, что директор школы подотчетен общему родительскому собранию (по хозяйственным и финансовым вопросам подотчетен министерству). Общее собрание по итогам учебного года и достигнутым результатам может продлить срок директорства на следующий год.

В случае неудовлетворительной работы общее родительское собрание имеет право дисквалифицировать его и провести новые выборы. При этом низложенный директор переходит на должность учителя. На выборах директора в качестве кандидатов должны участвовать не менее двух человек (существующий директор и кандидат из учительского коллектива). Участие кандидата учительского коллектива должно быть обязательным.

Кандидата учительского состава избирает сам учительский коллектив. Министерство может рекомендовать для участия на выборах третьего кандидата. Общее выборное собрание проводит родительский выборный комитет, который состоит из представителей родительских комитетов классов.

Каждый класс делегирует на общее собрание по два представителя, с тем чтобы количество родительских представителей было больше количества учителей, участвующих на выборном собрании. Это нужно для того, чтобы исключить возможность сговора директора с учителями. Общее выборное собрание проводит председатель президиума родительских комитетов (президиум избирается на общем родительском собрании).

Предложенный институт выборности директора школы (лицея, колледжа) кардинально изменит существующее положение в системе начального и среднего образования. Ответственность руководителя средней школы перед родителями за успешность и рейтинг школы возрастет настолько, что он будет заинтересован в подборе квалифицированных учителей (при необходимости направлять их на курсы повышения квалификации), в повышении качества преподавания, в организации учебного процесса по современным методикам и сделать так, чтобы его школа в рейтинге была на высоких позициях.

Выборный директор не будет принимать педагогов и других сотрудников с низкой квалификацией по знакомству или по другим коррупционным путям. Наоборот, он будет заинтересован в подборе персонала (учителей, лаборантов, тренеров) высокой квалификации. Отпадет и практика "мертвых душ", которая применяется в большинстве школ. "Мертвые души" это близкие люди директора, которым дается право не приходить на работу.

Еще одним звеном повышения качества образования является контроль учебного процесса в каждом классе. Я выше отмечал, что уровень квалификации учителей упал настолько низко, что даже родители стали замечать ошибки преподавания. Нередко на уроках происходит подмена учителя другим учителем или старшеклассником (например, на урок по математике может зайти преподаватель по истории). Урок по предмету может пройти не эффективно еще из-за слабой подготовленности учителя по конкретной теме (особенно у старшеклассников по математике, физике, химии и другим предметам).

Кроме того, культура поведения некоторых учителей не отвечает современным требованиям – они обращаются с учениками, мягко говоря, грубо, могут унизить человеческое достоинство, встречаются также нецензурная брань. Все это является результатом слабого (отсутствия) контроля над учебным процессом.

Для устранения указанных явлений и повышения качества преподавания предлагаю установить видеокамеру в каждом классе (камера должна быть установлена так, чтобы доска и учитель хорошо просматривались). Так избранный директор может контролировать весь учебный процесс. При необходимости родительский комитет также может просмотреть тот или иной урок для оценки работы учителя. Усиление родительского контроля (родители самый заинтересованный класс общества в повышении образования своих детей) за школьным образованием это тот курс, который за короткое время может поднять уровень образования наших людей.

Система выборности директора школы (лицея, колледжа) может быть внедрена очень быстро после разработки и утверждения Положения о выборах директора школы указом президента республики. Общие и самые необходимые пункты Положения я привел выше, надеюсь они войдут в текст Положения о выборах директора школы. Нынешнее состояние образования не терпит дальнейших отлагательств.

Последние новости и все самое важное в Узбекистане – читайте в нашем Телеграм-канале.