Найти тему
Паисий Святогорец

Что в первую очередь произойдёт во время Второго Пришествия Христа

Ангелы не дают нераскаявшимся грешникам выбраться из ада. Византийская мозаика ХI-ХII вв, Торчелло, Венеция
Ангелы не дают нераскаявшимся грешникам выбраться из ада. Византийская мозаика ХI-ХII вв, Торчелло, Венеция

Самым первым событием, которое произойдёт во время славного явления Христа, в час Его Второго Пришествия, дорогие братья и сёстры, будет воскресение мёртвых. Когда явится Господь, тогда из гробов воскреснут мёртвые, все мёртвые, когда-либо жившие на земле — от Адама и до самого последнего человека, который умрёт непосредственно перед Вторым Пришествием. Все эти люди будут воскрешены.

Их тела будут воссозданы. Произойдёт новый синтез тех элементов, из которых они были созданы, и на которые их тела распались после кончины. Они снова приобретут свой телесный вид, и, эти вновь созданные тела будут оживотворены душами, которые вернутся в эти тела.

Вы читаете отрывок из четвёртого тома пятитомника архимандрита Епифания Хаджиянгу «Символ веры. Осмысление». Первый том можно купить по ссылке внизу, следующие тома готовятся нами к изданию. Будем рады вашему мнению в комментариях

Душа каждого человека вернётся в то тело, в котором она находилась при жизни, и люди станут уже нетленными, подобно тому, каким был Христос наш после Своего Воскресения. И они станут бессмертными.

Об этом великом событии — воскресении из мёртвых пророчествуется как в Ветхом Завете, так и в Новом — и Самим Господом и пророками Его. Хочу сказать, что о воскресении мёртвых мы будем очень подробно говорить, когда дойдём до разбора предпоследнего члена Символа Веры, если Бог нас, конечно, этого удостоит и благоволит нам дойти до этого места, где говорится, как вы помните, «чаю воскресения мертвых». Сейчас мы коснёмся только того, что пишет апостол Павел в своём Первом Послании к Фессалоникийцам, которое посвящено во многом последним временам, также, как и Второе Послание к Фессалоникийцам.

Автор Толкования на Символ веры и Толкования на Нагорную проповедь архимандрит Епифаний Хаджиянгу, Флорина, Греция, 2021
Автор Толкования на Символ веры и Толкования на Нагорную проповедь архимандрит Епифаний Хаджиянгу, Флорина, Греция, 2021

Итак, Апостол Павел говорит (это то самое апостольское чтение, которое мы слышим во время отпевания усопшего, когда совершается заупокойная служба, то как раз это апостольское зачало читается на ней): «Сие бо вам глаголем словом Господним… яко Сам Господь в повелении...» ( 1Сол.4,15-16).

Море отдаёт мертвецов. Византийская мозаика ХI-ХII вв, Торчелло, Венеция
Море отдаёт мертвецов. Византийская мозаика ХI-ХII вв, Торчелло, Венеция

То есть, Сам Господь, Божественным повелением Своим «...во гласе архангелове и в трубе Божии», то есть Господь, при возгласе, гласе архангела и при звуке Божественной трубы «снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее» (1 Сол.4,16).

То есть, Господь спустится с небес, и мёртвые во Христе, то есть, те, кто жил в вере во Христа, прежде всего будут воскрешены. Конечно, и другие мёртвые тоже воскреснут, не воскресшим не останется никто, как Сам Господь говорит о том, что одни воскреснут в воскресение жизни, а другие в воскресение осуждения (Ср.Ин.5,29).

Даже море, как говорит приснопамятный Константин Калинник в своей книге «Основы веры», извергнет (дословно он говорит «изблюёт») мёртвых. То есть море, если позволено так выразиться, «вырвет мёртвыми», которых оно в своё время поглотило. Останки тех, кто утонул в море на всём продолжении человеческой истории, море отдаст.

Земля отдаёт мёртвых. Византийская мозаика ХI-ХII вв, Торчелло, Венеция
Земля отдаёт мёртвых. Византийская мозаика ХI-ХII вв, Торчелло, Венеция

И тогда же выйдут на землю миллионы миллионов людей, которые были погребены в земле. Об этом говорит и пророчество Апокалипсиса, где говорится: «И даде море мертвецы своя, и смерть и ад даста своя мертвецы и суд прияша по делом своим» (Откр.20,13).

Однако, не только мертвецы, но и те, кто будет жить, когда придёт Христос, подвергнутся изменению, то есть их тела, внезапно, из грубо материальных, какими они являются сейчас, со своими неукоризненными страстями, с тлением, с болью, голодом, жаждой, болезнями, вдруг изменятся.

Они примут другой вид и тоже станут нетленным, подобно телам тех мертвецов, которые воскреснут, и о которых мы только что сказали. То есть, все люди станут нетленными тогда, приобретут нетленные тела, повторяю: тела всех людей станут такими, каким стало Тело Христа после Его Воскресения.

Потому что до Воскресения Тело Господа нашего имело так называемые неукоризненные «страсти». Оно испытывало голод, жажду, уставало и так далее. А после Воскресения Господа, как мы знаем, такой необходимости Христос уже не испытывал. Он имел Тело нетленное и освобождённое от этих нужд, от этих неукоризненных страстей.

Именно такими станут и тела всех людей: независимо от того, будут ли эти люди тогда жить и вдруг преобразятся, или тех людей, которые воскреснут из мёртвых в этот момент. В любом случае, новые тела людей будут нетленными.

В своём Первом Послании к Коринфянам в пятнадцатой главе, в стихах пятьдесят один и пятьдесят два, святой апостол Павел более подробно вникает в вопрос воскресения мёртвых — как Христа, так и всех остальных людей. И он говорит, что все мы изменимся «вскоре» (1Кор.15,52). Что значит это слово «вскоре»? Это значит, в нулевой временной отрезок, то есть мгновенно. Но дальше ещё больше разъясняет святой апостол, чтобы уже не оставалось никаких сомнений: «во мгновение ока»* (1 Кор.15,52). Во мгновение ока, понимаете, да? То есть, быстрее, чем в какую-то долю секунды.

*Греч.: ἐν ἀτόμῳ - вдруг, моментально; ἐν ῥιπῇ ὀφθαλμοῦ - во мгновение ока.

Сколько необходимо времени для того, чтобы моргнул глаз? Какая-то доля секунды. Вот такое время понадобится и для того, чтобы мы изменились. «В последней трубе: вострубит бо и мертвии востанут нетленни и мы изменимся» (1Кор.15,52).

То есть, те, кто будут тогда жить, мы, живущие тогда, как говорит апостол, изменимся.

Таким образом, первое, что произойдёт после Второго Пришествия Господа, будет воскресение мёртвых, а второе, что произойдёт, это то, что все мы станем нетленными, приобретём нетленные тела. После воскресения мёртвых и после того изменения, которое произойдёт с живыми, произойдёт собрание всех людей, для того, чтобы свершился Страшный Суд. От краёв земли соберутся все люди земли, которые когда-либо на ней жили — от Адама и Евы до самого последнего человека. И тогда произойдёт Страшный Суд.

Как сегодня пелось в стихирах на Утрене: «Тогда труба восшумит вельми и основания земли подвижатся» (В Неделю Мясопустную на Хвалитех). Ангелы с трубами вострубят и соберут весь человеческий род: все миллиарды людей, родившихся и умерших на лице Земли за всю её историю, для того, чтобы они предстали перед страшным Судиёй, дали Ему ответ и оправдались пред Ним своими делами.

В следующий раз отец Епифаний продолжит толкование Символа веры. Подписывайтесь, пожалуйста, чтобы не пропустить

Канал «Паисий Святогорец» на YouTube

Читайте книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу

-5