Самым первым событием, которое произойдёт во время славного явления Христа, в час Его Второго Пришествия, дорогие братья и сёстры, будет воскресение мёртвых. Когда явится Господь, тогда из гробов воскреснут мёртвые, все мёртвые, когда-либо жившие на земле — от Адама и до самого последнего человека, который умрёт непосредственно перед Вторым Пришествием. Все эти люди будут воскрешены.
Их тела будут воссозданы. Произойдёт новый синтез тех элементов, из которых они были созданы, и на которые их тела распались после кончины. Они снова приобретут свой телесный вид, и, эти вновь созданные тела будут оживотворены душами, которые вернутся в эти тела.
Вы читаете отрывок из четвёртого тома пятитомника архимандрита Епифания Хаджиянгу «Символ веры. Осмысление». Первый том можно купить по ссылке внизу, следующие тома готовятся нами к изданию. Будем рады вашему мнению в комментариях
Душа каждого человека вернётся в то тело, в котором она находилась при жизни, и люди станут уже нетленными, подобно тому, каким был Христос наш после Своего Воскресения. И они станут бессмертными.
Об этом великом событии — воскресении из мёртвых пророчествуется как в Ветхом Завете, так и в Новом — и Самим Господом и пророками Его. Хочу сказать, что о воскресении мёртвых мы будем очень подробно говорить, когда дойдём до разбора предпоследнего члена Символа Веры, если Бог нас, конечно, этого удостоит и благоволит нам дойти до этого места, где говорится, как вы помните, «чаю воскресения мертвых». Сейчас мы коснёмся только того, что пишет апостол Павел в своём Первом Послании к Фессалоникийцам, которое посвящено во многом последним временам, также, как и Второе Послание к Фессалоникийцам.
Итак, Апостол Павел говорит (это то самое апостольское чтение, которое мы слышим во время отпевания усопшего, когда совершается заупокойная служба, то как раз это апостольское зачало читается на ней): «Сие бо вам глаголем словом Господним… яко Сам Господь в повелении...» ( 1Сол.4,15-16).
То есть, Сам Господь, Божественным повелением Своим «...во гласе архангелове и в трубе Божии», то есть Господь, при возгласе, гласе архангела и при звуке Божественной трубы «снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее» (1 Сол.4,16).
То есть, Господь спустится с небес, и мёртвые во Христе, то есть, те, кто жил в вере во Христа, прежде всего будут воскрешены. Конечно, и другие мёртвые тоже воскреснут, не воскресшим не останется никто, как Сам Господь говорит о том, что одни воскреснут в воскресение жизни, а другие в воскресение осуждения (Ср.Ин.5,29).
Даже море, как говорит приснопамятный Константин Калинник в своей книге «Основы веры», извергнет (дословно он говорит «изблюёт») мёртвых. То есть море, если позволено так выразиться, «вырвет мёртвыми», которых оно в своё время поглотило. Останки тех, кто утонул в море на всём продолжении человеческой истории, море отдаст.
И тогда же выйдут на землю миллионы миллионов людей, которые были погребены в земле. Об этом говорит и пророчество Апокалипсиса, где говорится: «И даде море мертвецы своя, и смерть и ад даста своя мертвецы и суд прияша по делом своим» (Откр.20,13).
Однако, не только мертвецы, но и те, кто будет жить, когда придёт Христос, подвергнутся изменению, то есть их тела, внезапно, из грубо материальных, какими они являются сейчас, со своими неукоризненными страстями, с тлением, с болью, голодом, жаждой, болезнями, вдруг изменятся.
Они примут другой вид и тоже станут нетленным, подобно телам тех мертвецов, которые воскреснут, и о которых мы только что сказали. То есть, все люди станут нетленными тогда, приобретут нетленные тела, повторяю: тела всех людей станут такими, каким стало Тело Христа после Его Воскресения.
Потому что до Воскресения Тело Господа нашего имело так называемые неукоризненные «страсти». Оно испытывало голод, жажду, уставало и так далее. А после Воскресения Господа, как мы знаем, такой необходимости Христос уже не испытывал. Он имел Тело нетленное и освобождённое от этих нужд, от этих неукоризненных страстей.
Именно такими станут и тела всех людей: независимо от того, будут ли эти люди тогда жить и вдруг преобразятся, или тех людей, которые воскреснут из мёртвых в этот момент. В любом случае, новые тела людей будут нетленными.
В своём Первом Послании к Коринфянам в пятнадцатой главе, в стихах пятьдесят один и пятьдесят два, святой апостол Павел более подробно вникает в вопрос воскресения мёртвых — как Христа, так и всех остальных людей. И он говорит, что все мы изменимся «вскоре» (1Кор.15,52). Что значит это слово «вскоре»? Это значит, в нулевой временной отрезок, то есть мгновенно. Но дальше ещё больше разъясняет святой апостол, чтобы уже не оставалось никаких сомнений: «во мгновение ока»* (1 Кор.15,52). Во мгновение ока, понимаете, да? То есть, быстрее, чем в какую-то долю секунды.
*Греч.: ἐν ἀτόμῳ - вдруг, моментально; ἐν ῥιπῇ ὀφθαλμοῦ - во мгновение ока.
Сколько необходимо времени для того, чтобы моргнул глаз? Какая-то доля секунды. Вот такое время понадобится и для того, чтобы мы изменились. «В последней трубе: вострубит бо и мертвии востанут нетленни и мы изменимся» (1Кор.15,52).
То есть, те, кто будут тогда жить, мы, живущие тогда, как говорит апостол, изменимся.
Таким образом, первое, что произойдёт после Второго Пришествия Господа, будет воскресение мёртвых, а второе, что произойдёт, это то, что все мы станем нетленными, приобретём нетленные тела. После воскресения мёртвых и после того изменения, которое произойдёт с живыми, произойдёт собрание всех людей, для того, чтобы свершился Страшный Суд. От краёв земли соберутся все люди земли, которые когда-либо на ней жили — от Адама и Евы до самого последнего человека. И тогда произойдёт Страшный Суд.
Как сегодня пелось в стихирах на Утрене: «Тогда труба восшумит вельми и основания земли подвижатся» (В Неделю Мясопустную на Хвалитех). Ангелы с трубами вострубят и соберут весь человеческий род: все миллиарды людей, родившихся и умерших на лице Земли за всю её историю, для того, чтобы они предстали перед страшным Судиёй, дали Ему ответ и оправдались пред Ним своими делами.
В следующий раз отец Епифаний продолжит толкование Символа веры. Подписывайтесь, пожалуйста, чтобы не пропустить