Царили времена, когда мыслителям приходилось бороться просто за право издавать свои книги, за то, чтобы их труды знали и читали. Они отважно сражались с запретами и ограничениями а это в тех условиях было так тяжко, словно двигать тяжело поднимающиеся камни.
Папы Римские видели в книгопечатании угрозу, которая умножала инакомыслие. И забили тревогу, звоня во все колокола.
Поэтому все книги, всю печать они стремились взять под жесточайший надзор. Произведения распространялись со скоростью сильного ветра, и контролировать книги уже становилось все сложнее.
Многие просвещенные, гуманистически настроенные люди, которые желали найти выход из мракобесной среды, которая царила в те времена, использовали новые возможности для борьбы против безраздельной гегемонии церковного влияния. Эти люди, открытые новым веяниям мечтали рассеять невежество, которое усиленно навязывалось церковью и как можно быстрее распространять культурные и философские идеи.
А это очень не понравилось клирикам, которые привыкли бдительно следить, за тем, какие книги издают. Больше сказать, у них была паника, ведь они понимали, что контроль, который привыкли держать веками, теряется.
Раньше, когда книги были только рукописные, церковнослужители себя чувствовали спокойнее. Ведь переписыванием занимались -то в основном монахи. А что, распространение книг это только их привилегия. И не сильно много вариантов, что нечто крамольное выйдет из-под чьего-либо пера.
Теперь же никаких гарантий сохранения их монополии на издание книг, в том числе и богословских, не стало.
А средневековые церковнослужители не могут просто дать свободу. Нет, они вцепляются когтями и зубами, чтобы этот контроль сохранить.
И вот беда, контролировать церковники желали и научные (печальный пример тому труд Коперника "О вращении небесных тел"), и философские, и художественные издания.
Осуждали несчастных авторов, которые просто решили высказать в своей книге несогласие с указом Папы Римского, церковными соборами или какого - то из постулатов, превозносить гуманистические ценности, и высказать в свойственной себе остроумной манере свое критическое замечание в адрес власть имущих и клириков.
Нарастание гнета и невозможность с ним смириться
А ведь всякий писатель, художник, творец не может действовать в рамках узких канонов. Широкая душа человека стремится к гораздо большему, поэтому немало писателей той эпохи естественно в своих произведениях использовали и символы из языческой мифологии, которые отвергала церковь.
И поэтому тогда тоже свободомыслящие творцы критиковали недостатки церкви как организации, которую интересует только своя власть, которая как голодный зверь гонит бедных вольнодумцев и всякое просвещение.
На это догматики отвечали гневом и яростью. Смелых людей требовали отречься от "ереси", их преследовали и истязали. И они сгорали заживо вместе со своими произведениями, не желая пойти на компромисс с душителями духовной свободы, отказаться от своих книг. Потому что не могли писать не по совести, а по приказу.
Папы Римские поручили инквизиторам, жестоким слугам своего престола, цензуру всех книг. А ведь еще надзирали, за книгами при помощи королевских указов или распоряжений богословских факультетов университетов, самый яркий пример который - Сорбонна во Франции.
Папа Павел IV, известный своей тиранией, принуждал еще всех книготорговцев доносить ужасной инквизиции о книгах, которые к ним приходят. Везде, во всех прилавках, в библиотеках инквизиторы высматривали запрещенные издания.
Представляете, писатель создал свое произведение, желает им поделиться, но не может его издать без одобрения фанатиков, которые склонны прицепиться к любому слову, к всякому предложению.
Или, книготорговец придерживается широких взглядов, и хотел бы продавать труды самых разных авторов, а перед ним ставят непреодолимые преграды, и заставляют тоже получить разрешение от церкви.
Давление усиливалось со всех сторон. Богословы Лувенского университета тоже составляют список запрещенных книг. И делают они по приказу короля Карла V. Словно все силы невежества в одночасье встрепенулись от того, что книга может стать действительно оружием против старого порядка.
Почему же не только клирики, но и короли ополчались на независимую мысль. Многим, кто придерживался феодального порядка, не нужны были умные люди. Они воспитывали лишь послушных исполнителей, для которых весь порядок априори незыблем и освящен богом.
Очень часто уже звучали голоса о том, чтобы и вовсе запретить книгопечатание, а всех печатников обвинить в деле Сатаны. В 1533 году богословы из Сорбонны уговаривали короля Франциска I своим указом воспретить печатание, расписав, как оно якобы служит для распространения дьявольских идей и подрыва основ религии.
А на следующий год, накрученный страхом король, действительно на время закрыл типографии и книжные магазины.
Папа Александр в 1496 году своей буллой утверждает духовную цензуру. Все духовное хотят упорядочить, вложить в тесные рамки.
Книгоиздатели все равно печатают свои произведения. Тайно, с огромный риском попасть на эшафот, но печатают! Потому что живой человеческий ум никогда не бывает спокойным и в самые мрачные времена.
Мигель Сервет издает свою книгу "Восстановление христианства", в которых кроме взглядов на религию и устремлений постигать христианские основы с помощью не только веры, но и разума, описывает процесс кровообращения в человеческом теле. Сервета приговаривает к жуткой смерти на костре Кальвин, яро ненавидивший его за вольнолюбие.
Этьен Доле печатает книги Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантаргрюэль", издает Псалтырь на французском языке, несмотря на громы и молнии, посылаемые богословами.
За это смелого философа арестовывают и сжигают на костре. Этот бесстрашный человек совершил настоящий подвиг: зная, что ему грозит в эпоху безраздельного господства догм, он пошел и поступил по совести, действовал ради свободы знаний.
Порой люди, заинтересованные в распространении книг настолько не желали смиряться с запретами, что придумывали целые планы по их распространению.
Книгу Франческо Патрици «Новая философия Вселенной» в листах скупил и вывез в Венецию книгоиздатель Мейетто. А что же потом сделал Мейетто? Опубликовал ее как новое издание!
Остановить процесс книгопечатания и прогресс церковники уже были не в силах. Уж слишком быстро рос интерес к чтению, и очень скоро становилось больше образованных людей, которые нуждались в литературе. Стараниями храбрых, самоотверженных личностей этот процесс шел лишь быстрее и знание победило в конце концов!
Если статья была Вам полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!