Найти тему

Мысль, летящая сквозь запреты... О цензуре и раннем книгопечатании в Европе.

Царили времена, когда мыслителям приходилось бороться просто за право издавать свои книги, за то, чтобы их труды знали и читали. Они отважно сражались с запретами и ограничениями а это в тех условиях было так тяжко, словно двигать тяжело поднимающиеся камни.

Изображение из открытых источников. На первых порах развития книгопечатания издателям приходилось бороться за право  выпускать в печать  и  продвигать  свои произведения
Изображение из открытых источников. На первых порах развития книгопечатания издателям приходилось бороться за право выпускать в печать и продвигать свои произведения

Папы Римские видели в книгопечатании угрозу, которая умножала инакомыслие. И забили тревогу, звоня во все колокола.

Поэтому все книги, всю печать они стремились взять под жесточайший надзор. Произведения распространялись со скоростью сильного ветра, и контролировать книги уже становилось все сложнее.

Многие просвещенные, гуманистически настроенные люди, которые желали найти выход из мракобесной среды, которая царила в те времена, использовали новые возможности для борьбы против безраздельной гегемонии церковного влияния. Эти люди, открытые новым веяниям мечтали рассеять невежество, которое усиленно навязывалось церковью и как можно быстрее распространять культурные и философские идеи.

А это очень не понравилось клирикам, которые привыкли бдительно следить, за тем, какие книги издают. Больше сказать, у них была паника, ведь они понимали, что контроль, который привыкли держать веками, теряется.

Раньше, когда книги были только рукописные, церковнослужители себя чувствовали спокойнее. Ведь переписыванием занимались -то в основном монахи. А что, распространение книг это только их привилегия. И не сильно много вариантов, что нечто крамольное выйдет из-под чьего-либо пера.

Изображение из открытых источников. Долгое время монахи переписывали книги от руки, и книгопечатание многим из них мешало тем, что поставило на поток распространение книг
Изображение из открытых источников. Долгое время монахи переписывали книги от руки, и книгопечатание многим из них мешало тем, что поставило на поток распространение книг

Теперь же никаких гарантий сохранения их монополии на издание книг, в том числе и богословских, не стало.

А средневековые церковнослужители не могут просто дать свободу. Нет, они вцепляются когтями и зубами, чтобы этот контроль сохранить.

И вот беда, контролировать церковники желали и научные (печальный пример тому труд Коперника "О вращении небесных тел"), и философские, и художественные издания.

Осуждали несчастных авторов, которые просто решили высказать в своей книге несогласие с указом Папы Римского, церковными соборами или какого - то из постулатов, превозносить гуманистические ценности, и высказать в свойственной себе остроумной манере свое критическое замечание в адрес власть имущих и клириков.

Нарастание гнета и невозможность с ним смириться

А ведь всякий писатель, художник, творец не может действовать в рамках узких канонов. Широкая душа человека стремится к гораздо большему, поэтому немало писателей той эпохи естественно в своих произведениях использовали и символы из языческой мифологии, которые отвергала церковь.

И поэтому тогда тоже свободомыслящие творцы критиковали недостатки церкви как организации, которую интересует только своя власть, которая как голодный зверь гонит бедных вольнодумцев и всякое просвещение.

На это догматики отвечали гневом и яростью. Смелых людей требовали отречься от "ереси", их преследовали и истязали. И они сгорали заживо вместе со своими произведениями, не желая пойти на компромисс с душителями духовной свободы, отказаться от своих книг. Потому что не могли писать не по совести, а по приказу.

Папы Римские поручили инквизиторам, жестоким слугам своего престола, цензуру всех книг. А ведь еще надзирали, за книгами при помощи королевских указов или распоряжений богословских факультетов университетов, самый яркий пример который - Сорбонна во Франции.

Папа Павел IV, известный своей тиранией, принуждал еще всех книготорговцев доносить ужасной инквизиции о книгах, которые к ним приходят. Везде, во всех прилавках, в библиотеках инквизиторы высматривали запрещенные издания.

Изображение из открытых источников. Папа Павел IV, который пытался ввести тотальный контроль над всеми книгами
Изображение из открытых источников. Папа Павел IV, который пытался ввести тотальный контроль над всеми книгами

Представляете, писатель создал свое произведение, желает им поделиться, но не может его издать без одобрения фанатиков, которые склонны прицепиться к любому слову, к всякому предложению.

Или, книготорговец придерживается широких взглядов, и хотел бы продавать труды самых разных авторов, а перед ним ставят непреодолимые преграды, и заставляют тоже получить разрешение от церкви.

Давление усиливалось со всех сторон. Богословы Лувенского университета тоже составляют список запрещенных книг. И делают они по приказу короля Карла V. Словно все силы невежества в одночасье встрепенулись от того, что книга может стать действительно оружием против старого порядка.

Почему же не только клирики, но и короли ополчались на независимую мысль. Многим, кто придерживался феодального порядка, не нужны были умные люди. Они воспитывали лишь послушных исполнителей, для которых весь порядок априори незыблем и освящен богом.

Очень часто уже звучали голоса о том, чтобы и вовсе запретить книгопечатание, а всех печатников обвинить в деле Сатаны. В 1533 году богословы из Сорбонны уговаривали короля Франциска I своим указом воспретить печатание, расписав, как оно якобы служит для распространения дьявольских идей и подрыва основ религии.

А на следующий год, накрученный страхом король, действительно на время закрыл типографии и книжные магазины.

Папа Александр в 1496 году своей буллой утверждает духовную цензуру. Все духовное хотят упорядочить, вложить в тесные рамки.

Книгоиздатели все равно печатают свои произведения. Тайно, с огромный риском попасть на эшафот, но печатают! Потому что живой человеческий ум никогда не бывает спокойным и в самые мрачные времена.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Мигель Сервет издает свою книгу "Восстановление христианства", в которых кроме взглядов на религию и устремлений постигать христианские основы с помощью не только веры, но и разума, описывает процесс кровообращения в человеческом теле. Сервета приговаривает к жуткой смерти на костре Кальвин, яро ненавидивший его за вольнолюбие.

Этьен Доле печатает книги Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантаргрюэль", издает Псалтырь на французском языке, несмотря на громы и молнии, посылаемые богословами.

За это смелого философа арестовывают и сжигают на костре. Этот бесстрашный человек совершил настоящий подвиг: зная, что ему грозит в эпоху безраздельного господства догм, он пошел и поступил по совести, действовал ради свободы знаний.

Порой люди, заинтересованные в распространении книг настолько не желали смиряться с запретами, что придумывали целые планы по их распространению.

Книгу Франческо Патрици «Новая философия Вселенной» в листах скупил и вывез в Венецию книгоиздатель Мейетто. А что же потом сделал Мейетто? Опубликовал ее как новое издание!

Остановить процесс книгопечатания и прогресс церковники уже были не в силах. Уж слишком быстро рос интерес к чтению, и очень скоро становилось больше образованных людей, которые нуждались в литературе. Стараниями храбрых, самоотверженных личностей этот процесс шел лишь быстрее и знание победило в конце концов!

Если статья была Вам полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!