В общем-то, если говорить о сталинском выселении народов, то Крым, в этом отношении не являлся чем-то особенным, уникальным. Пострадали многие народы. Анализируя весь массив документов, можно прийти к выводу, что официально озвученные причины выселения отдельных народов, являются надуманными. Если подходить с теми же мерками, выселить нужно было бы весь Северный Кавказ, Брянскую область, Краснодарский и Ставропольский край…
Но, если в «материковой» России все более или менее встало на свои места (как, например, в вопросе с калмыцким или чеченским, или ингушским народом), то у народов Крыма судьба оказалась более сложной. Пока не будем забегать вперед и просто посмотрим на ситуацию.
Если смотреть на ситуацию с современной точки зрения, то и вопросов никаких возникнуть не может. Есть Нюрнбергские принципы. Осуждение должно быть конкретным и персональным. В общем-то, эти же принципы возобладали в 60-е годы даже в нашей стране.
Цитирую:« … в сознании не только марксиста-ленинца, но и здравомыслящего человека не укладывается такое положение: как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям? ...» (материалы ХХ съезда партии)
Ладно, встанем на точку зрения того времени. На минуту станем «марксистами» и подойдем с точки зрения классовой теории. Опять не выходит. Марксисты (коммунисты, социалисты и.т.д.) не должны делить людей по их национальному признаку. В противном случае, это уже национал-социализм (сокращенно нацизм, родственник фашизма).
Хорошо, становимся на точку ту точку зрения, которую навязала идеология людям, оправдывая выселение.
До 1944 года все население Крыма рассматривалось как единое целое, без деления по национальному (или какому-либо еще) признаку. В традиционной версии изложения данного вопроса все выглядит примерно так: «окинул Великий Вождь своим орлиным взглядом всю страну, и спросил своего верного соратника: «Лаврентий Палыч, а, нет ли где у нас измены?» «Конечно, есть! Вон татары в Крыму Родине изменили, все прям поголовно! 20 тышш!» ответил всеведущий Лаврентий Палыч. «Ну, так что ж вы ждете? Депортируйте немедленно!»»
На самом деле нет. При адекватном руководстве, руководитель принимает решения на основании информации, предоставленной подчиненными или сторонними экспертами. Иногда эта информация оказывается искаженной, и руководителем принимается неадекватное решение. Поэтому, информацию нужно всегда тщательно проверять.
Может быть другой вариант: «Лаврентий Палыч, я тут вот с товарищем Рузвельтом разговаривал, он просит Крым освободить, а, потом мы с ним там Еврейское государство создадим, а то негоже евреям без государства быть. Придумайте там что-то, чтобы место очистить». Это другая постановка задачи, идущая сверху.
А, как было в реальности? Имелись ли основания для изменения точки зрения руководства по крымскому вопросу, и почему он в принципе возник?
Народный комиссариат внутренних дел в 1943-44 году действовал достаточно грамотно. Еще до освобождения какой-либо территории, он через своих агентов или партизан заранее выявлял вражескую агентуру, пособников оккупантов, коллаборационистов. Крым не был в этом отношении уникальным явлением. Здесь тоже работали оперативники НКВД, которые собирали информацию.
Смотрим оперативные документы НКВД, составленные до освобождения Крыма по данному вопросу. В Крыму на 1 января работали 36 оперативных работников НКВД, которые и занимались данным вопросом. Указывалось, что:
«Одной из основных задач указанных опергрупп является создание в тылу противника работоспособной агентурно-осведомительной сети для внедрения в разведывательные и полицейские органы противника. По состоянию на 1 января 1944 года завербовано: резидентов - 19, агентов - 87, осведомителей - 349, ходоков-связников разведчиков - 76, содержателей конспиративных квартир – 10».
На данный момент в архивах выявлено 4 отчета и докладная записка № 1/33 от 1 января 1944года. Наиболее полные данные содержит именно докладная записка. О чем сообщают сотрудники НКВД?
«Всего выявлено и взято на учет вражеского элемента 4201 человек, в числе которых: агентов разведорганов противника - 270, предателей - 257, активных пособников - 154, членов мусульманских комитетов - 70, членов армянских комитетов - 18, полицейских - 828, старост – 279».
Оперативники выделяют несколько категорий.
1. Национальные комитеты. Следует обратить внимание на то, что национальные комитеты, это не что-то уникальное, чисто крымское. Первые национальные комитеты были созданы в 1939 году после оккупации Польши, когда были созданы еврейский, украинский, русский комитеты. В Крыму самыми первыми стали мусульманский, украинский, еврейский, греческий и армянские комитеты. Комитеты – не инициатива оккупированных народов, это оккупационные образования, созданные противником. До конца 1943 года они и финансировались противником (есть сметы на содержание). В 1943-м в документах по формированию РОА фигурировал даже русский комитет. Но, из всех комитетов оперативники выделяют почему-то только два. Читаем документ и проверяем его достоверность:
«Армянские комитеты
Организация армянского комитета в г. Симферополе относится к началу 1942 года. Идейным вдохновителем и организатором этого комитета является генерал Дро, который, прибыв вместе с эмигрантом Арутюняном в Крым, по заданию немецких разведорганов связался с местными активными армянскими дашнаками и через них создал комитет первоначально в г. Симферополе, а затем и в других районах республики, причем для маскировки эти же комитеты зачастую фигурируют под названием армянских общин.
Организация армянских комитетов проводилась под лозунгом объединения всего армянского населения Крыма для защиты интересов армян, однако вся практическая деятельность этих комитетов была направлена на борьбу с Советской властью.
В этих целях немецкими разведорганами перед комитетами поставлены задачи:
а) создание из контингента военнопленных-армян национальных легионов для борьбы с Советской властью;
б) подбор и подготовка агентуры в специальных школах для заброски в наш тыл с диверсионно-разведывательными целями;
в) активная помощь немецким разведывательным и полицейским органам в деле выявления патриотически настроенных людей и партизан».
Информация немного вывернута. Для начала, ни Арутюнян, ни Дро крымчанами не являлись. Они, в принципе, не являлись советскими гражданами. Цитирую тот же документ:
««Дромедар». В контакте с 102 разведгруппой «Абвергруппе»-101 в Крыму активно действовала разведкоманда «Дромедар», состоявшая, главным образом, из дашнаков-эмигрантов во главе с Дро (Конояном) и контролируемая офицером «Абвергруппе»-101 ротмистром Пуллуем.
«Дромедар», по последним данным, передислоцировалась в Румынию, куда в октябре 1943 года выехали оставшиеся в Крыму представители «Дромедар», скомпрометировавшие себя открытой деятельностью в армянских комитетах, созванных немцами и Дро».
Ну, и в принципе: крымские армяне, это обособившаяся еще в средние века этническая группа. Это немного другой народ, живущий в Крыму с давних времен, и армянские общины существовали в Крыму со времен средневековья. Что касается задач комитета, то они указаны не совсем правильно. В документах противника четко оговаривается круг задач, которыми должны заниматься комитеты.
Да, они должны были заниматься агитацией и «продвижением оккупационной политики в массы», но, формированием легионов и подготовкой агентуры они никогда не занимались. Если все же говорить о легионерах и агентуре, то отправки армянского контингента из Крыма нет. Формирование армянских батальонов Вермахта (суммарно, 7 батальонов) шло, чаще всего, из арцахских армян (у которых для этого была своя мотивация), однако, насколько я знаю, из Нагорного Карабаха армян не выселяли. Читаем дальше:
«Как видно из имеющихся данных, армянские комитеты осуществляют поставленные перед ними задачи. Так, например, из числа военнопленных-армян при активном содействии армянских комитетов был сформирован армянский легион, возглавляемый бывшим лейтенантом Красной Армии - военнопленным Саркисяном Нориком, который принимал участие в борьбе с партизанами Крыма».
Да, в Крыму три месяца действовал против партизан армянский 808-й батальон, созданный в легионных лагерях на Украине из пленных (потом ушел на Кавказ). А, крымчане здесь при чем?
Читаем дальше. «В августе 1943 года членом Симферопольского армянского комитета Максудяном была предана немецким разведорганам подпольная армянская советско-патриотическая группа в числе 12 человек, которые были арестованы и отправлены в Польшу;»
Да, предатели есть в каждом народе. Иногда предают даже своих.
«…ряд членов комитета специально занимаются подбором агентуры из числа военнопленных-армян и направляют в разведшколы для подготовки и последующей выброски в наш тыл с диверсионно-разведывательными заданиями и т. д.» Да, эта задача ставилась перед членами комитета. Среди завербованной Абвером агентуры крымских армян всего 15 человек.
Ну, итак, чтобы не опускать часть документа (дабы не было подозрений) закончим цитирование:
«…Хотя организованные в г. Симферополе и других районах Крыма армянские комитеты формально не имеют объединяющего центра и действуют самостоятельно, в тесной связи с разведывательными и полицейскими органами противника, однако, как видно из поступающих агентурно-следственных данных, Симферопольскому комитету принадлежит руководящая роль. Из видных руководящих деятелей армянских комитетов выявлены 9 человек. Кроме того, выявлен и взят на учет ряд других активных членов армянских комитетов. Для внедрения в армянские комитеты нашей агентуры и вскрытия проводимой ими антисоветской работы нами завербованы 12 агентов. Дальнейшая работа наших опергрупп направлена на вскрытие закладываемого армянскими комитетами по заданию немецких разведорганов подполья в Крыму».
Смотрим, что написано о мусульманских комитетах. (но об этом в следующей статье)