Найти тему
Alterlit Creative Group™

ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА

Независимая критика Л. Рыжков для Altcg.

Читал, друзья, всё начало нового года модный роман «Вечная мерзлота». Дней десять. Книжища огромнейшая.
В принципе, скажу так, полёт был не нудным. Виктор Ремизов нормально держит интригу. Каждая глава это, так или иначе, конфликт кого-то с кем-то. И это тоже — автору плюс несомненный.
Повествование, вообще, скачет достаточно бойко. Читать легко. Не так, чтобы продираешься сквозь джунгли графомании. Нет! Автор не лажает. Герои живые. Всё вроде норм.
Я сначала думал, что это — сайд-проект какого-нибудь Иванова. Но тот слишком коряв, в анонимных проектах представляет собой жалкое зрелище. Потом погрешил на Акунина. Вот действительно, очень похоже. По всем лекалам коммерции склеено. Но всё-таки — почти тысяча страниц. Никакому Акунину не под силу столько времени тратить на ноу-нейм-проджект.
Потом автора погуглил. Действительно, есть такой. На «Букер» номинировался в 2014 году. Ну, хорошо, что же.

***

Коммерчески текст безупречен. Здесь действительно есть запоминающиеся женские судьбы, как обещает Майя Кучерская на задней стороне обложки. Здесь есть всё, что необходимо коммерчески успешному произведению.
«Вечная мерзлота» — в своём роде безупречный артефакт. Это — умоляю, не надо, — не продукт авторского вдохновения. Это — абсолютно грамотное и коммерчески выверенное нечто. Я вижу здесь око маркетолога. «Так, вот здесь рыдаем!» — руководит он, тыкая в сто-двадцать-лохматую страницу текста. — «А сюда — сопли, быстро!»
И автор, что паинька, вставляет куда надо сопли, а куда надо страсти. Под надзором маркетолога, не сам. Я это дело вижу.
В том числе вижу пот, заёб и вымороз людей. Я вижу автора, написавшего о енисейской рыбалке, но которого зачем-то заставили переделывать записки рыбака в трактат о сталинских репрессиях.
В этой части автор, воспользуемся его же терминологией, «гонит туфту». Ближе к концу, он просто тупо копирует (для объема, наверное) документы общества «Мемориал». Но только к концу. Первые страниц семьсот он — своими словами излагает. И лишь к концовке, понимая, что цензоры с хорошими лицами утомились, принт-скринит.

***

По тексту. Это — новый извод Гузели Яхиной. Но если та была убога и неказиста, если та была из серии «берём в писари хоть одноногих», то Ремизов — фрукт перчёный и хуй (извините) дрочёный.
Это — именно та плохая литература, что способна увлекать. Это реально опасная плохая литература.
Мы заблуждаемся, если думаем, что дрянь-литература не поднимется выше мяса под мотором катера Гузели Яхиной. Плохая литература может быть написана хорошо. Вот в чём проблема.
И «Вечная мерзлота» — это образчик виртуозно выписанной дряни. Дрянь выверена по фактуре, дрянь не повторяет ошибок «газель-яхиной». Но это, тем не менее, дрянь.
Есть тут и миллионы изнасилованных немок, есть тут и трагические судьбы латышей, эстонцев, чеченцев. Есть тут и русские убийцы, и тюрьма народов.
Но со времен «газель-яхиной» книгоделы научились лепить книги не в виде сплошного позора. Новейшие книгоделательные буквопродукты даже можно читать. Можно читать и «Вечную мерзлоту».
Но напутствие автору, а также мнение о прочитанном можно выразить четырьмя буквами «КГ/АМ». Кто знает, тот знает. Кто не знает, погуглит.

#вечная мерзлота #независимая критика #imhoch #роман #литература #модный роман #литература сейчас