Найти тему
ИсториХистори

Как русский политрук 200 евреев спас.

Нацисты были людьми без особой фантазии. Их план собственного процветания был прост, как черенок от лопаты. «Убей как можно больше не арийцев и мир станет краше», так примерно рассуждали все поклонники расовой теории Гитлера. Например, после всех манипуляций (победы в войне, реализации плана «Ост» и т. д.) славян должно было остаться порядка 13-16% от наличествующего числа на начало операции «Барбаросса». Остальные должны были погибнуть в войне или попросту умереть с голода. С евреями план был еще проще. Их не должно было остаться вовсе. Там где жили немцы, евреев должно было быть ноль человек.

Немецкие войска и войска их союзников, согласно постановлению верховного командования Вермахта, должны были истреблять евреев на оккупированных территориях. Истреблять под ноль. Что собственно и делалось.

Деревню Долгиново, что в 80 километрах от Полоцка, при наступлении немцы обошли. Но совсем скоро туда вошли литовские и латышские полицаи. Они то и начала осуществлять «окончательное решение еврейского вопроса» в этой местности. Для начала полицаи быстренько соорудили гетто на улице Борисовской. А весной 1942 года пришло время для «акций». Вот тут нацисты проявили фантазию. Массовый расстрел мирного населения, согласитесь, звучит как-то жестковато, а «акция» весьма нейтрально.

Латышские каратели на фоне горящей белорусской деревни. Лето 1942 г.
Латышские каратели на фоне горящей белорусской деревни. Лето 1942 г.

За три весенних месяца 42-го был проведено 3 таких «акции» и к лету в Долгиновском гетто из более чем 3 000 человек осталось всего 278, в основном старики, женщины и дети.

В этих местах действовал партизанский отряд в рядах которого воевал политрук Николай Киселёв. Он был хорошо знаком с жителями этого села. Именно они прятали его, когда он бежал из плена в самом начале войны. Понимая, что совсем скоро немцы проведут ещё одну «акцию» и расстреляют оставшихся в живых обитателей гетто, Николай Киселёв предлагает командованию отряда вывести их из зоны немецкой оккупации. Командование партизанскими соединениями в Москве даёт добро на выход людей через «Суражские ворота».

Николай Киселёв. Предвоенное фото.
Николай Киселёв. Предвоенное фото.

«Суражские ворота» - коридор в линии фронта, протяжённостью 40 километров, который войска Красной армии держали 7 месяцев для поставок на оккупированные территории Белоруссии оружия, продовольствия, медикаментов в партизанские отряды.

Суражские ворота на карте. Фото warhead.su
Суражские ворота на карте. Фото warhead.su

Из Долгинова в сторону этого коридора вместе с Киселёвым вышли 270 человек. Давайте представим толпу не самых здоровых, не самых организованных людей, которым надо пройти пешком, тайно не одну сотню километров. Состав для такого похода не самый оптимальный. Но евреи вспомнили как их бабушки и дедушки шли из Египта через Красное море к Земле обетованной вместе с ветхозаветным Моисеем. «А скажите, Коля, нет ли у вас предков из нашего народа?», - спросил кто-то из них. Коля своих предков до 40 колена конечно не знал, но сказал, что в помощь собравшимся будет не только еврейский бог, но и войска Красной армии, которые будут держать коридор между позициями двух немецких армий.

Переход евреев через Красное море. И.К. Айвазовский, 1891
Переход евреев через Красное море. И.К. Айвазовский, 1891

Шли по ночам. Днём Кисёлев и другие сопровождавшие евреев бойцы (их было всего пять) искали для них еду. А это, учитывая антисемитские настроения жителей оккупированных территорий, было очень непросто. В одной из деревень крестьянин узнав, что еда требуется «жидам» буквально послал Киселёва. Но с помощью великого могучего русского языка и револьвера политрук реквизировал недавно забитую корову. «Когда война закончится мясо вернём», резюмировал он.

Голод, холод и болезни сопровождали группу Киселёва. Маленький Шимон Хевлин заболел дизентерией и его родители, поддались на уговоры остальных участников перехода. Мать Шимона проросла застрелить её вместе с сыном там же в лесу. Однако командир отменил «застрелить» и потребовал чтобы заболевшего ребёнка вели вместе со всеми. Самой маленькой участница перехода была Берта Кремер, которой не было и двух лет. Девочка всё время плакала от голода и холода. Её родители отчаялись успокоить ребенка, который своим криком, выдавал местоположение группы. И тогда отец решил её утопить. Киселев силой отобрал её у родителей и нес девочку на самых опасных участках пути до конца перехода на руках. Один из самых старых членов группы, одноногий портной Рубин, все время отставал, но и его не бросили.

Спустя полтора месяца, 28 сентября, беженцы, пройдя около 1000 километров по лесам и болотам, смогли выйти на территорию контролируемую Красной Армией.

В этот же день, через несколько часов после выходы группы, «Суражские ворота» прекратили свое существование.

Николай Кисёлев за этот рейд не получил ни какой награды, так как его представление к званию Героя Советского Союза сгорело в сбитом самолете. Единственная его награда Орден Отечественной войны 1 степени была вручена ему за участие в партизанском движении.

Он сам никак не афишировал произошедшее с ним в августе-сентябре 1942 года.

Николай Киселёв. Фото 1946 г.
Николай Киселёв. Фото 1946 г.

Лишь в начале 2000-х документы о походе Киселёва обнаружила директор Музея истории и культуры евреев Беларуси кандидат исторических наук Инна Герасимова. Она нашла рапорт политрука, который был назван «Список Киселёва».

Леон Рубин. Мальчик из "списка Киселёва". Фото alefmagazine.com
Леон Рубин. Мальчик из "списка Киселёва". Фото alefmagazine.com

В рапорте подробно рассказывается о деталях этого похода и о том, что из 270 человек, которые начали его, до конечной точки добрались 218. В том числе и та самая маленькая Берта Кремер, которую большую часть пути он нёс на руках.

В 2005 году 28 сентября, через 63 года, Николай Киселев институтом Яд ва-Шем был удостоен звания Праведник народов мира.

Та самая маленькая Берта живет в Нью-Йорке, у нее двое детей и пять внуков. Ей 81 и она до сих пор рассказывает о том, что случилось с евреями из Долгиноского гетто и о удивительном человеке, политруке Николае Киселёве, который стал для них Моисеем. Спасшим жизни им и их потомкам.

Берта Кремер. Фото 2015 г.
Берта Кремер. Фото 2015 г.

Учитывая всех родившихся после войны детей, внуков и правнуков спасенных, Николай Киселев спас больше 2000 человек.