Стеклянная гармоника — один из самых редких и необычных музыкальных инструментов. Это изобретение самого Бенджамина Франклина, который будучи послом США в Великобритании в 1757 году заметил оригинальный и весьма распространенный «музыкальный инструмент». Обычные стаканчики, смоченные водой, от прикосновений издавали лёгкие и звенящие звуки, такие, которые нельзя извлечь другими механизмами.
Усовершенствованный инструмент
Будущий президент привел все к определенному стандарту: стаканы были заменены на постепенно увеличивающиеся полусферы, нанизанные на металлический вал, расположенный над «ванночкой» с водой с добавлением уксуса, которая выполняла роль резонатора.
Стеклянные полусферы были частично погружены в жидкость, при помощи специального привода с педалью вал вращался и стекло равномерно увлажнялось. Для извлечения звука музыкант прикасался кончиками пальцев к внешнему краю стеклянных чаш. Инструмент покорил своим звучанием не одного знаменитого композитора: Моцарт, Штраус, Бетховен писали музыку именно под этот инструмент. Мария-Антуанетта брала уроки игры на гармонике.
К середине 1800-х годов он внезапно потерял свою популярность и постепенно исчез. В XX веке искусство игры на стеклянной гармонике было почти утрачено. В оркестрах она была заменена на более современные инструменты. Ее место оказалось в музее, например, в Музее музыки в Санкт-Петербурге хранятся две гармоники на 35 и 37 полушарий.
Однако в последние годы интерес к инструменту стал возвращаться. В том числе её звуки вернулись в Большой театр и теперь опера Глинки «Руслан и Людмила» звучит согласно изначальной задумке. Многие современные авторы вновь пишут для него музыку: американский композитор Крам доверил гармонике голос самого Бога. Рубинштейн применил инструмент в опере «Демон» для создания особой атмосферы сверхъестественного.
Слухи, домыслы и наука
Кому-то музыка нравилась, а кто-то ее боялся. В те времена считалось, что она сводит исполнителей с ума и вызывает духов мертвых из-за своего жуткого и навязчивого звука, ее боятся животные и даже есть риск преждевременных родов. Причем в это верили настолько, что в Германии эта гармоника была запрещена на законодательном уровне. Некоторые врачи всерьез делали заявления, что эта музыка может привести к депрессии и даже довести до самоубийства.
В то же время в Австрии данный инструмент был использован в психиатрии. Знаменитый целитель, исследователь животного магнетизма Франц Месмер применял данный инструмент в своих опытах, чтобы погрузить своих пациентов в более глубокий транс, считая, что его звуки успокаивают пациентов. Но в то же время на его массовых сеансах люди впадали в истерики, что возможно и послужило основанием для массового отказа многих композиторов от его использования и замены на челесту в оркестрах.
Согласно последним исследованиям необычное восприятие звуков гармоники объясняется частотой (от 1 до 4 килогерц), которую мозг не может локализовать, человек понимает, что звук есть, но откуда —
непонятно. Это вызывало растерянность, а результатом мог быть как восторг, так и нервный срыв. Обнаружили и причину проклятия для музыкантов: все дело оказалось в краске, которой метили полусферы, содержащей свинец, следовательно, музыканты страдали не от звуков, а от отравления оксидами и солями свинца.
Сегодня, возрождая музыкальный инструмент, используются не только безопасные краски, но и современные технологии: для вращения вала используется бесшумный электропривод. Теперь поклонники могут надеяться, что вторая жизнь инструмента будет более удачной.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал!
Спасибо!