За прошедший 2021 год стоимость жилья в славном и, по-видимому, в недалеком будущем еще и стольном по отношению к югу России (прости, Ростов-папа, бывает) городе Краснодар увеличилась аккурат в 1,8 раза (в среднем по больнице). Рынок жилья перегрелся, сейчас остывает и готовится к новому рывку в сезоне весна-лето 2022. И он будет. Незначительный, не сравнить с прошлым годом, но будет. К середине-концу лета цена вырастет еще на 10-15%. Ибо спрос ажиотажный и конца ему не видно.
А что потом?
Даже больше – к 2040 году численность населения гуттаперчевого города по оценкам специалистов превысит 3 млн человек, возможность чего косвенно подтверждает и руководство края. Основываясь на том, что за предыдущие 15 лет город вырос более чем в два раза (несмотря на официальные цифры, текущее количество всех сегодняшних жителей города оценивается в 1,7 млн человек), а также на уверенности миграционных потоков, динамике строительства новых квадратных метров и презентации проектов по реализации целых районов, этому прогнозу верить хоть и не хочется, но придется. Даже Президент сказал, что Краснодар – очень даже развивающийся региональный центр – а это по сути одобрение намеченного пути. Хотя развитие – это же хорошо, где его нет неизбежно начинается стагнация, вот только для Краснодара до недавнего времени вся его суть распространялась исключительно на строительство жилых метров, как в виде безликих районов типа Московского, так и точечной застройки, где посреди уютного старого частного сектора теперь возвышается 24-х этажная (с жадности построили бы и больше, но нормы по сейсмике не дают) в данном контексте даже неприличная «свечка». Как вполне законного жилья, так и печально известных нелегальных домов и целых микрорайонов (привет Музыкальному). И все. Другого развития не видно.
Пример со школами показательный
Когда дело дошло до 1 «Я» класса опомнились, что не хватает детских садов и школ, последние 2 года начали что-то делать, но этого недостаточно. Вечно проектируют типовые школы на 1550 мест. Ключевое слово - "типовые". Что там проектировать? На генплан положили, к инженерным сетям продумали подключение - и вперед!
А что дороги?
А дорог нет, хотя с них обычно надо начинать… Да, бизнес что-то делает, но это на 90% касается магазинов и общепита. И я тут даже сознательно обойду стороной парк «Краснодар» - это прекрасное исключение и по сути нынче единственная в городе настоящая достопримечательность. И если для милой моему сердцу «большой деревни» 20-ти летней давности он был бы даже лишним, то для южной столицы населением за 2 млн человек (перспектива ближайших 5 лет) его явно недостаточно. А новых театров, концертных залов, музеев как не было, так и нет.
И вот еще через 15 лет и тысячи часов стояния в пробках (да-да, мы даже в мировые рейтинги наиболее пробочных городов входим, почетные места занимаем, аж гордость распирает) Краснодар станет неофициальной третьей столицей, поставив точку в бесконечном споре за это звание с северным соседом. Ну, тем, что на Дону. Какие нам жителям от этого плюсы? Да никаких, разумеется! Ни-ка-ких!
Что получим, если ничего не поменяем?
Экология уже ни к черту (и не из-за машин, кстати), а если город помножить на 2 так совсем загнется. И дикая транспортная проблема! Новые дороги не строятся даже сейчас – в прошедшем 2021 в городе толком новых дорог не построено, одни сплошные иногда не очень-то нужные (корректнее сказать, не первостепенные) реконструкции, при этом часто и на много срываются сроки. Даже первую за много лет (20, если не ошибаюсь) новую трамвайную ветку уже не сдали в срок - трамвайчик под новый 2022 год должен был звеня трелями нестись по новой ветке. 2,5 км полотна в каждую сторону, всего 5км. Вдумайтесь – 5 км путей!!! Всего то! И делают уже больше года… Это в городе, где все трещит по швам. Где ремонтные работы еще больше усугубляют дорожную обстановку. Да узнали бы в Китае – оборжались бы… А причина? Вроде как проблемы с поставками полотна… ну рельс то есть. Не смогли за деньги организовать поставку рельс. 10 км рельс!!! КЗМК под боком! Какова отмазка, а??
Этот город еще можно спасти. Но при этом бросить максимально возможное количество ресурсов на строительство дорог, мостов и развязок, а также объектов культуры, просвещения, досуга и общественных пространств. Иначе мы задохнемся на своих квадратных метрах в самом непонятно куда развивающемся городе страны.
Мнение автора - это лишь мнение автора. Оно не претендует на истину в первой инстанции и опубликовано с трепетной любовью к городу его коренного как минимум в четвертом поколении жителя.