Французско-бельгийский фильм "Черная Венера" ("Vénus noire") 2010 года - о драматической судьбе африканки Саарти Бартман, вывезенной в молодости из родной Южной Африки в Европу. Но это формально. Фактически же он прежде всего о нашем, европейском (да, Росія це Європа) обществе. Причем, как о том, которое показано в фильме, где действие разворачивается с 1810 по 1815 год, так и о современном, которое вспоминает свое прошлое и подчас узнает себя в нем.
Сюжет "Черной Венеры" полностью основан на реальных задокументированных событиях. Собственно, само словосочетание "черная Венера" придумали европейские журналисты начала 19 века, писавшие о Саарти Бартман. При том, что Саарти не была черной и не соответствовала представлениям европейцев о Венере - древней греко-римской богине, воплощавшей красоту. Саарти происходила из племени хойхой из народа готтентотов, не относящегося к негроидной расе. Это люди с необычно светлой для Африки кожей, маленького роста (для женщин норма - 140-150 см), уникальным строением лица и необычными пропорциями тела. В частности, естественной особенностью готтентотских женщин является стеатопигия - особой формы отложение жира в ягодицах, а также так называемый "готтентотский передник" (расшифровывать не буду, погуглите сами).
В фильме Саарти Бартман играет фактурная кубинская негритянка Яхима Торрес, которая не похожа на готтентотку. И зовут ее чуть иначе - Сарки. Но для повествования это не играет принципиальной роли.
В начале ленты мы видим одно из первых представлений Сарки в Лондоне. Ее выставляют в клетке, как дикое животное, заставляют агрессивно бросаться на зрителей, совершать непристойные телодвижения, водят на цепи и бьют кнутом. Бьют, конечно, не по-настоящему, но непритязательные зрители в восторге. Дикий спектакль набирает все большую популярность, информация о нем просачивается в высшие слои общества, что порождает скандал. В Британии давно запрещено рабство и, в отличие от простолюдинов, высший свет понимает, что африканцы это не животные. На островах существует даже Общество защиты африканцев, которое и подает в суд на устроителя шоу. Однако в суде тому удается доказать, что между ним и Сарки действуют не отношения хозяина и рабыни, а трудовой контракт. Это, конечно, не так, но суду достаточно. Законные претензии снимаются, и спектакли продолжаются с новым размахом. Слава о "Черной Венере" идет по всей Европе. Ее привозят в Париж, перепродают и заставляют представать перед публикой во все более и более неприличном и пугающем виде.
Если вы думаете, что драма полна феминистского пафоса или содержит намеки на идеологию BLM, то вовсе нет. Хозяин Сарки произносит очень показательную фразу, когда к нему приходят с угрозой суда: "Почему вы не пошли в соседний театр, где показывают польского гиганта и ирландских карликов?"
Автор фильма сосредоточен прежде всего на лицах и личностях зрителей варварского шоу. Камера постоянно, одно за другим, выхватывает их крупным планом. И в череде разгоряченных зрительским азартом и похотью физиономий мы вдруг раз за разом спотыкаемся о полный ужаса или сочувствия все понимающий взгляд. Причем, это может быть как городская простушка, которая только что смеялась над нелепым "африканским" танцем, пресыщенный буржуа, музыкант, увидевший в униженной актрисе родственную душу, или даже клиенты борделя, которых в конце концов возмущает жестокость представления. Но дальше взгляда дело никогда не идет. Собственно, после попытки британского Общества защиты африканцев Сарки больше не встречает деятельной помощи ни от кого. Европейский мир давно преодолел рабство, но не готов открыто протянуть руку человеку, явно находящемуся в рабской зависимости.
Очень интересно показано различие публики в Англии и Франции, их реакций на Черную Венеру. Простые британцы в основном верят, что перед ними дикий зверь в образе человека, и сами начинают выглядеть стадом гиббонов. Утонченные французы сразу понимают, что перед ними лишь игра, но соглашаются подыгрывать из любопытства и желания повеселиться, несмотря на явно невеселое положение главной героини.
Самой эмоционально тяжелой в кино стала сцена осмотра Сарки великим французским физиологом Кювье и его учеными коллегами в парижском Институте человека. С одной стороны, ученые мужи точно знают, что перед ними человек, и не удивляются, что "оно разговаривает". С другой, их пристальный и равнодушный взгляд на женщину как на экспонат выглядит еще отвратительнее таращенья пьяной публики в дрянном театре. Именно в этой сцене мы видим максимально возможное расчеловечивание, причем как Сарки (насильственное), так и господ ученых (добровольное), которые, кажется, готовы ради своего научного любопытства переступить через любые нормы приличия и представления о человечности. А договор о том, что Сарки предоставят им для осмотра, они проводят по статье "закупка экзотических животных".
Конечно, в этом фильме не может быть хэппи-энда. Мы наблюдаем историю человека, жизнь которого, несмотря на молодость (героине в начале всего 25 лет) состоит из одних потерь. И финал тут предопределен с самого начала. Тем более, что реальная история Саарти Бартман тоже известна.
Но, что удивительно, конец показанной в "Черной Венере" истории случился лишь в 1990 году, когда по личному обращению Нельсона Манделы в ЮАР из Парижа были переданы заспиртованные части тела Черной Венеры. И преданы земле на ее родине - у залива Хот Бэй.
Название "Черная Венера" содержит двойной смысл. Черная Венера - это противоположность настоящей, беломраморной, статуи Венеры. И в то же время это обратная сторона красоты, не менее притягательная и зачаровывающая. И это же то, что Айрис Мердок называла "Черный Принц" - разрушительная сила человеческого влечения, жажды другого человека и власти над ним. Темный Эрос - злое отражение еще одного древнеевропейского бога любви.
"Черная Венера" это не артхаус, но и не развлекуха. Это серьезная и тяжелая драма. Я не жалею, что посмотрел ее, но вряд ли у меня найдутся силы пересмотреть этот фильм второй раз.
Кстати, последний человеческий зоопарк - где выставляли африканцев в качестве диких животных - был закрыт в Брюсселе лишь в 1958 году.