Найти в Дзене
СистемыТеплоСнабжения

Меня не забывайте. Будьте здоровыми, ешьте много, купите Мерседес … Но меня, вашу маму, не забывайте!

Что такое любовь? Чем она характеризуется? Любовь нельзя понять теоретически, она постигается только через опыт. А опыт любви сейчас в большинстве из нас либо отсутствует вовсе, либо извращен до крайности. Что же такое любовь? Любовь – это Господь Бог. Для православных такой ответ будет исчерпывающим. И это не мои слова, а слова Иоанна Богослова из Священного Писания Нового Завета, где написано: «Бог есть Любовь» (1 Ин 4:16). Эти слова можно поменять местами: Любовь есть Бог. Дальше написано: «…пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин 4:16). Что такое любовь? Любовь – это полнота пребывания в Боге. Это полнота пребывания Бога в нас. Это и есть любовь. А что любовью не является? Там, где нет Бога, там нет любви. Почему современный человек не умеет любить? В нашей стране Бог долгое время был вычеркнут из жизни людей. Сейчас мало кто отрекается от Бога, но Бога в своей жизни ставят на первое место всего лишь единицы. А раз Бог не на первом месте, то и любовь тоже не на перв

Что такое любовь? Чем она характеризуется? Любовь нельзя понять теоретически, она постигается только через опыт. А опыт любви сейчас в большинстве из нас либо отсутствует вовсе, либо извращен до крайности. Что же такое любовь? Любовь – это Господь Бог. Для православных такой ответ будет исчерпывающим. И это не мои слова, а слова Иоанна Богослова из Священного Писания Нового Завета, где написано: «Бог есть Любовь» (1 Ин 4:16). Эти слова можно поменять местами: Любовь есть Бог. Дальше написано: «…пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин 4:16). Что такое любовь?

Любовь – это полнота пребывания в Боге. Это полнота пребывания Бога в нас. Это и есть любовь. А что любовью не является? Там, где нет Бога, там нет любви. Почему современный человек не умеет любить? В нашей стране Бог долгое время был вычеркнут из жизни людей. Сейчас мало кто отрекается от Бога, но Бога в своей жизни ставят на первое место всего лишь единицы. А раз Бог не на первом месте, то и любовь тоже не на первом месте. Получается, мои родные, что мы с вами не знаем, что такое любовь.

художник Марек Щепаняк,
художник Марек Щепаняк,

Без меня понятно, что самое сильное естественное выражение почти любви – это почти любовь к детям. Нам кажется, что мы как бы любим наших детей. Говорю «как бы», потому что настоящую любовь к детям приходится видеть очень редко. Я, например, много раз слышал и видел, как во время праздников люди, которые уже в возрасте, у которых есть дети, внуки, говорят такие пожелания своим детям: «Меня не забывайте. Будьте здоровыми, толстыми, ешьте много, купите кучу Мерседесов и прочих ненужных вещей… Но меня, вашу маму, не забывайте». О ком тут разговор? О себе ненаглядной. Это не любовь, это извращение любви, это эгоизм, себялюбие. Подлинная любовь ничего общего с эгоизмом не имеет.

Чтобы постичь, что такое любовь, чтобы понять, каковы признаки любви, нам нужно посмотреть на Господа. Только в Нем это можно увидеть. В нас этого нет. Подавляющее большинство из нас на сегодняшний день не способны любить, мы даже теоретически себе не представляем, что это такое. Поэтому, чтобы понять, что такое любовь, посмотрим на Господа. Он есть Любовь: совершенная, чистая, идеальная. Чем характеризуется любовь Господа? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на свою жизнь, на то, как Господь относится к нам. У меня есть присказка, которую я часто говорю во время утренних молитв.

В ней я благодарю Бога за Его терпение: «Господи, благодарю Тебя за то, что ты мне дал этот новый день. Значит, Ты еще терпишь меня. Этот день говорит мне, что Ты меня еще терпишь. И я сейчас говорю с Тобой, Господи, я молюсь. Ты даешь мне возможность молиться. Значит, Ты меня любишь и спасаешь». Давайте сейчас каждый заглянем внутрь себя и, сравнивая себя с законами Божиими, с правдой Божией, дадим себе оценку. Я вглядываюсь внутрь себя и вижу: нет, Он не терпит. Когда мы терпим, мы сдерживаем раздражение на кого-то.

А Он не раздражается. Раздражительность – это признак низкого устроения души, раздражаться способны только гордые люди. Раздражение – это признак, симптом гордости. Господь же не раздражается. Я не замечал в своей жизни, чтобы раздражение Божие было надо мной или над кем-то другим. Господь спасает меня, являет Свою милость. Вот я сегодня, например, покушал, постненько, но сытненько. Сколько в мире людей голодает? Со мной все могло бы быть. Вот, хожу, говорю. А мог бы лежать в пролежнях.

Ведь всякое может быть. Никто ни от чего не застрахован. А Господь являет надо мной Свою милость. За что? Что я такого сделал, чтобы Господь меня миловал? Ничего не нахожу. Вот языком треплю с вами, так это и дурак сможет. Попугаи треплют, их учат, они говорят. Нужны не слова, а дела, образ жизни. Этого нет. Богослужение совершаю… Телом-то я нахожусь там, а умом и сердцем где бываю? Так это профанация, мертвый спектакль. И так далее, и тому подобное. Делаю какие-нибудь священные, церковные, спасительные вещи? Но ведь я зарплату за это получаю. Вот получил награду. Так, может, я в первую очередь из-за нее-то и напрягаюсь?

Так вот, мои дорогие, и поэтому сказать, что милость Божия надо мной ради каких-то моих подвигов и добродетелей, нельзя. Их просто нет. Он любит без условий и поэтому милует. Его любовь совершается ради Его любви. Он любит, не потому что я такой или другой, а потому что я Его творение, потому что Он ввел меня в эту жизнь и уже изначально Его любовь была надо мною и над каждым. Вот это и есть образ истиной любви. Любовь Божия характеризуется тем, что она не имеет никаких условий. Истинная любовь безусловна.

Господь нас любит не за какие-то заслуги, а любит безусловно. Это первое.

Во-вторых, Господь любит нас, ничего взамен не ожидая и не требуя. Что Господь требует от меня? Ничего. Зачем я Ему нужен? Ведь Он есть Бог, полнота совершенства, Он вообще ни в ком и ни в чем не нуждается. Для чего Он сотворил меня и весь мир? Акт творения Божия, если сказать образно, это форма излияния Его любви во вне. Настоящая любовь не замыкается в себе, она направлена не на себя. Если я замыкаю любовь на себе, это не любовь, это себялюбие, извращение любви.

Поэтому Бог сотворил этот мир и тем самым, актом Своего творения, излил Свою любовь на этот мир. А сейчас заботится о Своем творении, содержит его, ведет его ко благу. Причем ведет так, что, одарив ангелов, людей, весь мир свободной волей, не являет насилия. И ведет ко спасению, ко благу так, как может только Он, не причиняя боли и не ожидая взаимности. Он в этом не нуждается. Его любовь нужна нам. А наша любовь Ему нужна? А что, по большому счету, прибавляется к Нему или убавляется от нашей к Нему любви?

Поэтому любовь Божественная характеризуется тем, что, во-первых, она не ставит никаких условий, а во-вторых, она стопроцентно бескорыстна. Характеристикой любви в Боге и любви вообще является стопроцентное бескорыстие.

Сотворенный Богом мир (мы сейчас говорим о мире человеческом) по большому счету на Божию любовь ответной любовью не отвечает. Ответной любви людей к Богу мы почти не видим. Не видим ни в человечестве в целом, ни в себе.

А что Господь? Он идет на крайние формы, чтобы облагодетельствовать нас Своей любовью. И Он идет на это не потому, что Он в этом нуждается, Он это делает для нас, потому что жить в Его любви для нас - это счастье. Самая крайняя форма, которую мы знаем, о которой сказано в Писании, состоит в том, что Он становится таким, как мы, подобным нам земным червяком под названием человек. И идет ради нас с вами на крестные муки, на кровавый подвиг, идет ради нашего спасения.

То есть Его любовь, во-первых, безусловная, во-вторых, бескорыстная, и в-третьих, жертвенная, отдающая себя в жертву. Кого любишь, ради того готов на жертву. Один священник очень точно отразил суть любви, когда сказал, что сила любви измеряется в литрах. Я настолько был потрясен этой фразой, она мне показалась такой сильной, такой глубокой, несмотря на простоту, с которой она прозвучала.

Он сказал: «Сколько литров крови ты готов отдать за близкого человека? Вот настолько ты его и любишь». Любовь и правда образно можно измерить в литрах. Потому что истинная любовь ведет к жертве, жертвенности, в человеческом отношении можно сказать, что и к самозабвению. Сколько Христос отдал за нас Своей крови? На Кресте он Весь истек кровью. Вот какова сила Его любви к нам.

Изучая Священное Писание, читая творения святых Отцов, вникая в характер Господа, в Его отношение к людям, к человечеству в целом, можно прийти к выводу, что истинная любовь характеризуется тремя главными качествами:

- Безусловностью, Бескорыстностью и Жертвенностью.

Выше представлен фрагмент книги « Православная семья» В.Головин.

Спасибо, что дочитали. Всем сил и душевного покоя, встретить все, что принесет нам наступающий день … Слава Богу за все!

-2
художник Марек Щепаняк
художник Марек Щепаняк

#православие и современность #рассказы из жизни #любовь и отношения #общество и люди