Интернет бушует, страсти кипят: в новом сериале о Средиземье будут темнокожие актёры! Ужас до чего докатилась проклятая толерантность, угнетатели белых людей теперь принялись за белых хоббитов. Что же будет с родиной и с нами?
Да ничего не будет. Темнокожие хоббиты, эльфы-маори, орки-азиаты — всё это никак не навредит Толкину и миру, который он придумал. А может и пойти на пользу. По крайней мере, если вы не возмущаетесь фильмом «Побег из Шоушенка», то и здесь причин беспокоиться нет.
Ужасно интересно: почему-то хай поднимается только в тех случаях, когда в экранизации появляется темнокожий актёр, или гей, или, страшно подумать, не учтённая в оригинале женщина. Если же в кастинге появляется ещё один белый гетеросексуальный мужчина, все спокойно выдыхают. Вы вот помните, скажем, чтобы общественность возмущалась кастингом минисериала «Волшебник Земноморья»? Вот и я не помню. А между тем, герои, которых Урсула Ле Гуин прямо описала как темнокожих, выглядели там вот так.
Есть и более забавные примеры. Когда «Американские боги» стали сериалом, обеспокоенные зрители возмутились: а что это главный герой темноват? В книге он был совсем не таким!
Ирония, конечно, в том, что в книге Нила Геймана он был ровно таким: тридцатидвухлетним смуглым парнем, которого постоянно спрашивали: «Что ты за человек? Латинос? Цыган?»
Всё потому, что у всех нас в голове сидит внутренний расист, по умолчанию считающий, что если внешность героя не описана, то он точно по умолчанию белый. Вот это «по умолчанию» и играет с нашим сознанием злые шутки. В романе «Сыновья Ананси» Нил Гейман описывал цвет кожи своих героинь и героев, только если они были белыми. А все остальные персонажи, включая главных героев, никакими цветами не маркировались: Гейману показалось очевидным, как выглядят африканский бог и его дети. Тем не менее, ему пришлось отказаться от предложения экранизации, когда он узнал, что на все роли хотели взять белых актёров.
Так что если вас возмущает, что белые (в вашем представлении) персонажи могут оказаться темнокожими, подумайте, почему вы не переживаете, когда темнокожих героев «отбеливают».
Возвращаясь к Толкину: нет ничего дурного в том, что выдуманные персонажи окажутся ещё и разных цветов кожи. Конечно, Толкин сочинял свои истории, опираясь на европейский (в том числе северный) фольклор — и в результате его мир оказался довольно белым. Но мир не состоит из одной лишь Европы — так почему мир «Властелина колец» должен быть ограничен довольно небольшой местностью, населённой народами один другого белее?
Расширение мира (и географическое, и культурное) даст возможность поднять более сложные проблемы — в том числе и проблему расизма. Толкин, родившийся в Южной Африке, относился к этому вопросу серьёзно, прямо критикуя и режим апартеида в ЮАР, и антисемитизм, и прочие виды дискриминации. Так что знайте: если вам кажется, что темнокожие люди в чем-то уступают белым, Толкин наверняка не подал бы вам руки.
А что же «Побег из Шоушенка»? В повести Стивена Кинга был персонаж-ирландец, которого в экранизации сыграл Морган Фриман. И кажется, за 28 лет этот факт никого не смог оскорбить. Так что, раз уж мы смогли смириться с темнокожим ирландцем, то, может, и темнокожие хоббиты — не конец света. Вам так не кажется?