Найти в Дзене
Загадки Прошлого

Ожерелье Картье 1912 года

Компания Картье была одной из самых известных ювелирных компаний XX века. На Всемирной выставке в Париже 1900 года самолюбие популярных мастеров было задето шедеврами от Фаберже. Это наложило свой отпечаток, и их последующие изделия носили печать изысканности и непревзойденного мастерства. Ожерелье 1912 году не стало исключением. Время, когда человеческое воображение было потрясено одним только видом алмазов и бриллиантов, к началу XX века ушло безвозвратно. Люди, имеющие деньги, хотели, чтобы их ювелирные изделия являлись не только скопищем драгоценных камней, скрепленных какой-либо формой, но были подлинным произведением искусства. Где все было бы в меру: размер бриллиантов, цвет, огранка, взаимодействие между собой, создаваемое настроение. Поэтому мастера-ювелиры пытались любое изделие превратить в шедевр, сделать его неповторимым и незабываемым. В 1912 году в мастерскую Анри Пика, одного из лучших мастеров компании Картье, обратился некий англичанин по имени Соломон Барнато Джоэл.

Компания Картье была одной из самых известных ювелирных компаний XX века. На Всемирной выставке в Париже 1900 года самолюбие популярных мастеров было задето шедеврами от Фаберже. Это наложило свой отпечаток, и их последующие изделия носили печать изысканности и непревзойденного мастерства. Ожерелье 1912 году не стало исключением.

Автор фото: Jakub Szypulka - собственная работа
Автор фото: Jakub Szypulka - собственная работа

Время, когда человеческое воображение было потрясено одним только видом алмазов и бриллиантов, к началу XX века ушло безвозвратно. Люди, имеющие деньги, хотели, чтобы их ювелирные изделия являлись не только скопищем драгоценных камней, скрепленных какой-либо формой, но были подлинным произведением искусства. Где все было бы в меру: размер бриллиантов, цвет, огранка, взаимодействие между собой, создаваемое настроение. Поэтому мастера-ювелиры пытались любое изделие превратить в шедевр, сделать его неповторимым и незабываемым.

Соломон Барнато Джоэл
Соломон Барнато Джоэл

В 1912 году в мастерскую Анри Пика, одного из лучших мастеров компании Картье, обратился некий англичанин по имени Соломон Барнато Джоэл. Он принес с собой то ли три, то ли четыре бриллианта великолепной формы и попросил сделать оригинальное ожерелье, где принесенные им камни играли бы доминирующую роль. Соломон объяснил, что камни являются его собственностью - по одной версии, в 1870 году его дядя Барни уехал в Южную Африку в тот момент, когда там началась алмазная лихорадка. И сыну лондонского кабатчика, в отличие от многих других, повезло - вначале он продавал сигары рудокопам, а потом ему удалось найти несколько алмазных месторождений. Он разбогател и позвал к себе племянника, который стал одним из главных алмазных дельцов Африканского континента. Впоследствии Соломон вернулся в Лондон и жил там на широкую ногу - был владельцем музыкального театра «Друри-Лейн», владел скаковыми лошадями и обзавелся всеми пороками, свойственные богатым людям. И теперь, когда он вошел в поздний возраст, пришло время отблагодарить любимую женщину чем-то ярким и по-настоящему дорогим.

Бриллиантовая корсажная брошь Cartier. Париж 1912 года.
Бриллиантовая корсажная брошь Cartier. Париж 1912 года.

Мастера поразила необычная судьба заказчика, а еще больше - величина и форма принесенных им бриллиантов. Самым крупным из них был камень грушевидной формы, весящий чуть более 34 каратов. Следующими были овальный бриллиант, весящий 23,55 карата, и камень огранки «маркиз» в 6,51 карата.

Бриллиантовая корсажная брошь Cartier. Париж 1912 года.
Бриллиантовая корсажная брошь Cartier. Париж 1912 года.
Ювелир расположил бриллианты друг над другом и придал украшению вид подвески, имитирующей лепестки ландыша. Кулон с 34,08-каратным каплевидным бриллиантом крепился к двум брошам в виде стилизованных пальмовых листьев.
Бриллиантовая корсажная брошь Cartier. Париж 1912 года.
Бриллиантовая корсажная брошь Cartier. Париж 1912 года.

Заказчик остался доволен изделием и щедро оплатил его работу. И одно из самых красивых и изысканных произведений Картье самого плодотворного периода стало жить своей жизнью. Бриллиантовая брошь для корсажа впоследствии получила наименование «Белль Эпок от Картье» и стала очень популярной.

После смерти Соломона Джоэла украшение передавалось из поколения в поколение, несколько раз терялось и находилось, дважды было продано на аукционе Christie's в Женеве. В последний раз его продали в 2014 году по цене чуть более 20 миллионов долларов.

  • Автор: Дмитрий Савицкий

#драгоценности #картье #париж #бриллианты #знаменитость