Итак, Второй Утешитель, о котором говорит Христос это Дух Святой, как сразу уточняет и Сам Христос, после приведенных слов из Евангелия от Иоанна. Он — «Дух Истины»(Ин.14,17), то есть Дух Святой. Для чего Господь делает это уточнение? Для того, чтобы мы не посчитали, что это кто-то или что-то ещё. То есть, Он Сам, Своими словами тут же объясняет кто этот Утешитель, что это Святой Дух.
Вы читаете отрывок из четвёртого тома пятитомника архимандрита Епифания Хаджиянгу «Символ веры. Осмысление». Первый том можно купить по ссылке внизу, следующие тома готовятся нами к изданию. Будем рады вашему мнению в комментариях
Разъясняет это Господь и не оставляет в этом никаких сомнений, Он прямо говорит о том, что Утешитель это Дух Истины.
Идём дальше. Первоверховный Апостол Пётр, в своём Первом Соборном Послании говорит следующее — и не просто говорит, а начинает этими словами своё послание: «Петр, Апостол Иисус Христов, избранным пришельцем разсеяния… по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление Крове Иисус Христовы»(1Пет.2,1-2).
То есть, я, Пётр, апостол Христов, пишу это письмо избранникам Божиим и пришельцам. Что значит слово «пришельцам»? Значит, тем, кто живёт здесь, на земле временно. Согласно с предведением Бога Отца, при освящении, которое даровал вам Святой Дух, для того, чтобы вы подчинились Иисусу Христу и восприняли те дары, которые произлились от Его крестной смерти.
И здесь мы видим, что Дух Святой не проявляется как некая безличная сила подобная электричеству или ветру, но Дух Святой проявляется здесь, в словах святого апостола Петра, как Лицо Единоприродное и Единосильное с Отцом и Сыном. Почему Он это такое Лицо? Потому что Он, как говорит апостол, освящает верующих. Святой Дух освящает верующих. Итак, Святой Дух это Лицо, Которое освящает людей, подобно тому, как освящает людей Отец и Сын. Таким же образом, освящает людей и Святой Дух.
И в других многих местах Священного Писания, Святой Дух характеризуется таким образом, что понятно, что речь идёт о Лице.
Прежде всего, Святой Дух говорит. Это Некая Сущность, Которая говорит. В одном месте Книги Деяний апостольских повествуется о том, как апостол Петр увидел видение. Некое, словно полотно, спускалось с небес и в этом полотне, простыне были чистые и нечистые животные и Бог сказал ему съесть что-то из того, что находилось в этом полотне (Ср.Деян,10,11).
Петр на это ответил: «Я нечистого никогда не ел и не буду есть». И тогда Бог сказал ему: «То, что Бог очистил, ты не почитай нечистым» (Ср.Деян.10,14-15). И затем текст Книги Деяний дословно говорит следующее (глава десятая, стих девятнадцатый): «Петру же размышляющу о видении, рече ему Дух: се мужие трие ищут тебе» (Деян.10,19).
То есть, когда Петр, задумался о том, что бы могло значить это видение, которое он увидел, Святой Дух ему сказал о том, что его ищут. Святой Дух ему сказал. То есть, Сам Бог Святой Дух разговаривал с Петром и сказал ему, что его ищут три каких-то мужчины, три человека. Значит, Святой Дух говорит, поскольку, как только что мы убедились сами, с Петром Он разговаривал как Лицо. Итак, это ещё одна характерная черта Святого Духа, которая подтверждает что Он это Лицо.
Ещё одна характерная черта Святого Духа это та, что он повелевает, то есть, даёт приказы, повеления, заповеди. Более конкретно — в Книге Деяний апостольских рассказывается о том, как Святой Дух дал повеление Апостолам отделить от всех учеников и апостолов Варнаву и Савла, то есть, святого апостола Павла, для того, чтобы они приняли особую миссию. Дословно текст тринадцатой главы Деяний апостольских говорит так: «Служащим же им Господеви и постящимся, рече Дух Святый: отделите Ми Варнаву и Савла на дело на неже призвах их» (Деян.13,2).
То есть, это произошло во время Божественной Литургии, когда они служили Господу и постились. Тогда Дух Святой сказал им: «Отделите Мне, для Меня Варнаву и Савла на то дело, на которое Я их призвал, выбрал». Итак, здесь Святой Дух тоже говорит, но, если точнее, то даёт заповедь, приказание и говорит им: «Сделайте то, что Я вам говорю».
Также Святой Дух принимает решения. Он принимает решения, например, на Апостольском Соборе в Иерусалиме, потому что там говорится: «Изволися бо Святому Духу и нам ничтоже множае возложите вам тяготы» (Деян. 15,28). То есть, Святым Духом и нами было принято решение не налагать на вас, идолопоклонников другой тяжести, лишних тягот.
Ещё Святой Дух, как говорит апостол Павел в своём послании к Римлянам, сосвидетельствует нашему духу, то есть, нашей душе о том, что мы дети Божии: «Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия» (Рим. 8,16). Что это значит? Это значит то, что Дух Святой даёт свидетельство вместе с нашим духом и вместе с нашей душой, которая мирна, радостна, успокоена в Боге.
Здесь первая часть проповеди отца Епифания о том, что Святой Дух это Личность, а не обезличенная сила:
И Святой Дух сосвидетельствует ей, то есть, вместе с ней, вместе с нашей душой, Святой Дух дает свидетельство определённое, то же самое свидетельство, Он свидетельствует о том же самом, о чём свидетельствует наша душа. О чём же свидетельствуют и Святой Дух и наша душа одновременно? О том, что мы дети Бога, Его чада.
Также Святой Дух, как чуть ниже говорит апостол: «способствует нам в немощех наших» (Рим 8,26). То есть, Он помогает нам и укрепляет нас в наших физических и нравственных слабостях и еще «Дух ходатайствует о нас воздыхании неизгаголанными» (Рим. 8,26) То есть, Святой Дух это наш Посредник, Он ходатайствует о нас, вдохновляя нас во время нашей молитвы воздыханиями, которые не может выразить человеческий язык.
«Един Бог, един и Посредник между Богом и человеками… Христос Иисус», (1 Тим.2,5), — говорит святой апостол Павел. То есть, Посредник между нами и Богом Отцом — это Бог Сын, Господь Иисус Христос, но здесь мы видим, что Бог Дух Святой это тоже наш Посредник между Богом и людьми. Значит, подобно Сыну, Святой Дух — это тоже Лицо.
И ещё кое-что, дорогие братья и сёстры. Святой Дух исследует. Апостол Павел в своём Первом Послании к Коринфянам, во второй главе, говорит так: «Дух бо вся испытует и глубины Божия» (1 Кор. 2,10). То есть, Бог Дух Святой исследует и знает всё, абсолютно всё. Он знает даже то самое глубокое и самое таинственное, что есть в глубине Бога, то есть, свойства, планы Бога, о которых не знает никто, кроме Бога. То есть, поскольку Святой Дух — Бог (мы будем подробно об этом разговаривать после), Он может проникать в глубочайшие глубины Сущности Божией и Он знает их.
Итак, Святой Дух исследует всё и глубины Божии. Также Святой Дух разделяет каждому человеку дарования, как Сам Он хочет. На эту тему советую вам почитать Первое Послание к Коринфянам и, если конкретно, двенадцатую главу. Там апостол Павел говорит о дарованиях, которые существуют внутри Церкви. У одного, говорит апостол, есть дарование пророчества, у другого — благодать учения, у третьего — благодать творить чудеса, ещё у кого-то дарование творить добрые, благие дела и так далее. Все эти дарования, говорит святой апостол Павел: «вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию, коемуждо якоже хощет» (1 Кор. 12,11).
То есть, все эти многообразные дарования производит, осуществляет Один и Тот же Дух — Дух Святой. Он, Святой Дух, разделяет эти многообразные дарования каждому человеку, как Сам Он хочет, как Он считает нужным.
Но и это ещё не всё. Ещё в других местах Священного Писания мы видим, как Святой Дух делает противоположное — Он мешает, препятствует. Евангелист Лука, в Книге Деяний Святых Апостолов, в шестнадцатой главе описывает, как он, вместе со святым апостолом Павлом был во втором апостольском путешествии. И вот, Апостол Лука рассказывает об этом так: «Прошедши же Фригию и Галатийскую страну, возбранени быша от Святаго Духа глаголати слово в Асии» (Деян. 16,6).
То есть, после того, как мы прошли районы, местности, которые назывались Фригия и Галатия, Святой Дух помешал, не дал нам идти дальше в Малую Азию, чтобы там проповедовать. Кто им помешал? Святой Дух! Сам Святой Дух не дал Апостолам идти дальше, не пустил их туда. Слово «возбранени» именно это значит: «помешал, возбранил, не пустил». Почему помешал им Святой Дух? Потому что Святой Дух хотел их послать в Македонию, в Элладу, поэтому в Троаде и увидел апостол Павел во сне мужа македонского. И этот муж, явившись ему в видении, сказал: «Приди в Македонию и помоги нам». (Деян.16,9).
В другом месте Священного Писания, дорогие братья и сёстры, видно, что Святой Дух огорчается. В послании к Ефесянам, в четвертой главе, апостол Павел говорит: «И не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления» (Еф. 4,30). То есть, не огорчайте, не оскорбляйте Святой Дух, не делайте такого, отчего Он огорчался бы (а оскорбляется Святой Дух нашими злыми, дурными делами), потому что Им, Духом Святым, вы были запечатлены для дня спасения, то есть, для дня Второго Пришествия Господня, дня окончательного избавления всех людей.
Ещё одна характеристика и на этой характеристике мы закончим, потому что разговаривать о Святом Духе можно почти бесконечно. Но мы скажем последнее сейчас и на этом остановимся, хотя о Святом Духе и в Ветхом и в Новом завете очень много говорится.
Святой Дух предвозвещает. В Деяниях Святых Апостолов, Святой апостол Павел говорит: «Точию яко Дух Святый по вся грады свидетелствует, глаголя, яко узы мене и скорби ждут» (Деян. 20,23). Когда апостол Павел оказался в Милите, по дороге в Иерусалим, он собрал там всех пресвитеров, всех клириков этой местности, главным образом, Ефеса и вокруг, а Ефес это был тогда большой город, центр большой провинции и там произнёс перед ними своё знаменитое прощальное слово.
Это прощальное слова апостола Павла — настоящий бриллиант — образчик того, каким должен быть добрый пастырь. И вот, Апостол Павел говорит: в каждом городе, в который я иду, Святой Дух предвозвещает и говорит мне, что меня ждут узы и скорби, то есть, меня ждут тюремные заключения и различного рода страдания.
Итак, дорогие братья и сёстры, мы сейчас услышали, что Святой Дух, во-первых, беседует, говорит; во-вторых, приказывает; в-третьих, мешает, препятствует; в-четвертых, предвозвещает; пятое — решает; шестое — сосвидетельствует, помогает и утверждает; седьмое — предстательствует; восьмое — исследует, причём не просто исследует, но исследует глубины Бога; девятое — имеет волю, желание; десятое — огорчается, скорбит, оскорбляется.
Всё это показывает, что Святой Дух — это не некая безличная сила, но Сущность с характеристиками Личности. Потому что, например, электрический ток не огорчается, не оскорбляется, ни воли своей не имеет, не предстательствует, не исследует и ничего из перечисленного не делает ни электрический ток, ни ветер, например. Ничего подобного безличная энергия и сила не делают.
Итак, все эти крепкие, антиеретические места, которые я вам привёл сегодня вечером, показывают, что Святой Дух — это Лицо. Что Он — Личностная Сущность. Все перечисленные действия Духа Святого это признаки полного, полноценного, завершенного и сознательного Существа, а не некой безличной и стихийной силы.
Конечно, то что мы сказали, этого мало, недостаточно доказать просто, что Святой Дух —это Лицо.
Мы должны идти дальше, для того, чтобы, если угодно, доказать, условно используем сейчас это слово «доказательство», что Святой Дух это Бог. Что Он тоже Бог, Истинный Бог, Такой же Бог, как Отец и Сын, что Он Бог — Единосущный Отцу и Сыну.
Но сегодня мы эту огромную тему мы не будем трогать, а на следующей нашей проповеди, Бог даст, начнем эту тему разбирать. Тема эта настолько важная то, что она стоит того, чтобы особо на ней остановиться, я имею в виду Божество Святого Духа.
А сегодня я хотел бы завершить нашу проповедь следующей мыслью. Дорогие братья и сёстры, не думайте, что всё то, о чём мы сегодня сказали, это просто некие детали, в которых нет смысла, или что всё это, если можно выразиться, достойно написания «мелким шрифтом», то есть, что всё это какие-то схоластические вещи, которые, якобы, интересны только богословам, а для всех остальных людей никакого смысла в них нет.
Потому что некоторые люди могут, к сожалению, начать говорить так: «Что это ты нам тут рассказываешь? Нам это всё неинтересно, не нужно, мы просто верим в то, что Бог есть, и ничего нам другого не нужно и знать мы про всё это не хотим».
Нет, дорогие мои, неправильно так думать. То, о чём мы сегодня говорили, это богословие нашей веры. Это те основы, тот фундамент, на котором стоит христианская истина. И поэтому каждый христианин должен эти истины знать, как следует, хорошо. А ещё он должен исповедовать их. Первое — знать, второе — исповедовать. Но есть и кое-что третье —защищать должен христианин эти истины, не уступая ни на йоту. И четвертое — если понадобится, то даже саму свою жизнь христианин должен принести в жертву ради этих догматических истин.
Именно так поступили святые отцы, исповедники нашей Церкви ради этих догматов, которые мир, большинство людей считают пустяками, неинтересными и неважными никому пустыми вещами. Поэтому мы не должны принимать никакого искажения, даже самое крошечное искажение недопустимо по отношению к догматам нашей Церкви. Именно этому учит нас, именно это открывает нам богодухновенное слово Священного Писания. Как развили и как объяснили догматы нашей веры богоносные отцы Вселенских Соборов, так и мы должны их придерживаться, именно в таком виде.
И как эти истины изложены в Символе нашей Веры, именно так мы и должны их придерживаться, именно так мы и должны верить.
Сам Христос произносит страшные слова о тех людях, которые хулят Святого Духа. То есть, Христос произносит страшные слова о тех людях, кто неправильно учит, искажает истины об Ипостаси Святого Духа и о Его энергиях.
Однажды Христа, когда Он творил чудеса, и не просто чудеса, а чудеса исцеления бесноватых, обвинили в том, что Он делает эти чудеса с помощью Веельзевула, князя бесовского. Даже повторять такое стыдно, то есть, люди эти говорили, что Христос творит чудеса с помощью начальника бесовских чинов, бесовского князя Вельзевула. То есть, эти люди действие Святого Духа приписали дьяволу. А это называется хулой на Святого Духа и это знак совершенного очерствения, окаменения, когда человек доходит до того, что видит чудеса Святого Духа и говорит, что это чудеса от дьявола, то это значит, что этот человек духовно мертв, окаменел в конец. Поэтому Христос и сказал: «Всяк грех и хула отпустится человеком, а яже на Духа хула не отпустится человеком» (Мф. 12,32).
Господь имеет в виду, что любой грех и любая хула простятся людям (если они покаются, конечно), однако, если кто-то похулит Святого Духа, то это будет таким грехом, который не простится людям. Затем Господь говорит: если вы скажете что-то обо Мне, то это может быть прощено, потому что вы видите Меня как Человека и считаете, что Я такой же человек, как другие люди. То есть, вы неправильно Меня можете понимать, соблазняться чем-то от Моего внешнего образа. Однако, если вы похулите Духа Святого, то это не в настоящем веке и не в будущем не будет прощено (Ср.Мф.12,32).
Видите теперь, насколько внимательны должны быть мы относительно вопросов веры? Мы должны внимательно читать и догматические, вероучительные книги, дорогие братья и сёстры. Конечно, мы должны читать много книг нравственных, христианских о жизни во Христе, о том, как нам научиться быть смиренными, быть кроткими, о том, как мы можем иметь любовь между собой, как нам хранить евангельские заповеди. Всё это очень и очень важно, безусловно, но одного лишь праводелания недостаточно, как мы говорили и раньше.
Необходимо и Православие, правомыслие, то есть, мы должны знать и знать как следует, очень хорошо, не на тройку с минусом и не поверхностно, а на пятерку мы должны знать нашу Православную веру, мы должны знать её очень и очень хорошо. Ради этого, собственно, мы и произносим эти проповеди, собираемся на них еженедельно.
Заканчиваем. Хочу сказать, что как мы увидели сегодня, Святого Духа Сам Христос называет Утешителем. Мы сказали о том, что значит это слово — это Тот, Кто утешает, Кто даёт силы, дерзновение и терпение. Также апостол Павел говорит, что Святой Дух помогает нам в наших немощах (См. Рим. 8,26), и здесь он говорит примерно то же самое, что сказал Христос. То есть, Он — Дух Святой помогает нам, укрепляет нас в наших слабостях.
Что же, давайте какой-то практический вывод сделаем из сказанного сегодня. Давайте запомним эти последние слова особенно, давайте будем думать об этих словах каждый раз, когда мы испытываем скорби, трудности, огорчения в нашей жизни. Каждый раз, когда мы заходим в тупик, например, именно такой период сейчас переживает наша страна — Греция. Давайте не будем забывать, что рядом с нами стоит Кто-то.
Давайте помнить, что мы не одни и если даже все люди нас оставят, даже самые близкие нам люди, если все до одного человека на земле отвернутся от нас, и никто не будет даже смотреть в нашу сторону, знайте — мы не одни. Рядом с нами Божественная Личность — Утешитель, мы имеем Духа Святого, Который в любой момент готов помочь нам, Он может и очень хочет нам помочь.
Для того, чтобы Он вмешался и нам помог, требуется только одно: чтобы мы Его об этом попросили, но попросили не просто языком, а от всего сердца, горячо и с верой. Аминь.
В следующий раз отец Епифаний продолжит толкование Символа веры. Подписывайтесь, пожалуйста, чтобы не пропустить
Читайте книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу