Когда вы только хотите открывать свой магазин, перед вами стоит главный вопрос: выбрать франшизу уже готового магазина или создавать с нуля свое.
Для начала, что такое франшиза? Если очень просто, то это покупка права работать под чужим брендом. Большинство магазинов, которые вы видите в торговых центрах – это франшизы: Zara, Bershka, Intimissimi – все эти бренды не открывают свои магазины в России, а продают другим компаниям возможность работать с ними.
Плюсы франшиз:
1. Если вы не работали в рознице, то это возможность получить готовые технологии работы
2. Вы открываете магазин под известным именем и люди будут на него идти, не нужно будет его создавать с нуля
3. Вся работа с ассортиментом, с оборудованием лежит на бренде, вам не нужно будет тратить на это свое время
Минусы франшиз:
1. Чем лучше бренд, тем дороже стоит покупка франшизы
2. И это еще не все – почти все компании за право работать под их брендом берут фиксированный ежемесячный платеж либо плавающий платеж – который будет зависеть от вашей выручки.
3. Компания может принимать непопулярные решения, и вам придется этому следовать. Резонансный случай был с пиццерией Папа Джонс – они привлекли к своей рекламной компании знаменитого хоккеиста, и каждая пиццерия должна была выплатить по 1 млн за эту рекламную компанию, что конечно, было очень разорительно, ведь эти деньги платились из своей чистой прибыли
4. Если компания закроется, у вас потеряются все связи с товаром и он перестанет к вам поступать.
5. Многие франшизы плохо адаптированы под российский рынок, особенно ярко это проявляется в связи с климатом. В России зима наступает гораздо раньше, а коллекция пуховиков может задерживаться или прийти на зиму до минус 5.
6. Самый главный минус – очень сложно найти добросовестную компанию, у которой можно купить франшизу. Многие бизнесы настроены на то, чтобы продавать франшизы. Поэтому у них прекрасный визуал и картинка, но сами магазины убыточные. Поэтому сеть живет за счет продажи франшиз и ежемесячных платежей.
И тут кроется следующий минус. Вы не сможете заранее понять, хорошая это компания или нет, потому что у вас нет достаточного опыта в рознице и продажах. А если этот опыт у вас есть, то вы вряд ли захотите платить за франшизу и работу с чужим брендом.
Поэтому итог такой: франшиза подходит для новичков, но надо быть готовым к тому, что этот первый опыт для вас станет убыточным.
Франшиза или свой бренд?
24 января 202224 янв 2022
4
1 мин