Найти в Дзене

ВЗРЫВНЫЕ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА ОСТРОВЕ СИМУШИР

Оглавление

ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3

Из книги Л. В. Кобылинского "Симуширская история бригады кораблей Тихоокеанского флота"

В составе Сахалинской флотилии. 137 брк ОВР пока оставалась на Камчатке, так как еще не были произведены дноуглубительные работы в проходе из пролива Дианы в бухту Броутона между оконечностями полуостровов Восточная и Западная Клешня. С 1979 г. начался завоз боеприпасов с заканчивающимися сроками хранения, а именно: морских мин донных и якорных, боеголовок торпед и ракет, крупнокалиберных снарядов, авиабомб. Боеприпасы сначала накапливали и хранили на берегу.

Остров Симушир, бухта Броутона, 1980 г.  Фото С. Ноговицина (на фото слева).
Остров Симушир, бухта Броутона, 1980 г. Фото С. Ноговицина (на фото слева).

Руководил работами капитан-лейтенант Ю. Игнатович.

Гидрографы совместно со строителями смонтировали двухзначные входные створы со светящимися знаками и навигационные огни на полуостровах Восточная и Западная клешня. Затем с помощью десантных катеров боеприпасы, при теодолитном обеспечении гидрографов, стали укладывать вдоль входных створов в бухту по специальной схеме, обеспечивающей прорыв канала с минимальной судоходной шириной 80 метров и глубиной не менее 13 метров. Закладка боеприпасов, с заканчивающимися сроками безопасного хранения, производилась не навалом, а строго по расчётной схеме для придания проходу планируемой формы по глубине и ширине под предполагаемые к заходам корабли и суда.

К концу мая 1980 г. укладка была закончена. Суммарно количество заложенной взрывчатки составляло около 1 кт на тротил. В начале июня был произведён электроподрыв. Двое суток над северной частью острова Симушир шли грязевые дожди.

Остров Симушир, бухта Броутона, взрыв при дноуглубительных работах. Фото Н. Кузьмина
Остров Симушир, бухта Броутона, взрыв при дноуглубительных работах. Фото Н. Кузьмина

Взрывные работы разделили на два этапа. Задача разделения посмотреть после первого взрыва формируется ли проход с заданными параметрами. И если нет, то скорректировать схему укладки боеприпасов для второго взрыва. Схема укладки первым взрывом была подтверждена как сработавшая и укладка для второго взрыва была произведена аналогично.

Летом 1981 г. проводилась вторая часть взрывных работ по углублению прохода между оконечностями полуостровов Восточной и Западной Клешней. Для обеспечения работ из Корсакова прибыл БГК с группой офицеров-гидрографов.

Из воспоминании участника работ по углублению В. Л. Подшивалова: В июле 1981 г. меня отправили в командировку в МТУ ТОФ для выполнения работ по теме «Проспект». К месту выполнения работ команда, возглавляемая капитаном-лейтенантом Юрием Владимировичем Игнатович, уходила на ВТР 90. Вышли из Владивостока через пролив Лаперуза и далее на север.... Обогнув остров с океанской стороны, подошли ко входу в бухту, стали на якорь....

Приняв на борт лоцмана и дождавшись прилива, «проскочили» в бухту, пришвартовались к плавпирсу. Впечатление от увиденного удивило и поразило одновременно: немногочисленные строения на берегу, одинокое судно ЭНС-357, на якоре кормой к берегу, несколько небольших кораблей. Людей на берегу почти не было. Погода была пасмурная, «висел» туман, было довольно прохладно. К моменту нашего прихода сюда уже был доставлен весь боезапас, который предстояло подорвать. Освоившись с обстановкой, составили план выполнения предстоящих работ. В общих чертах необходимо было выполнить следующее: уложить по центру фарватера в бухту линию боеприпасов с плотностью порядка 1,5 т ВВ на погонный метр, а с левой и правой стороны от неё на некотором расстоянии ещё по одной, так называемой «отбойной» линии, с меньшей плотностью, порядка 1-1.2 т на погонный метр. Затем установить подрывные заряды, соединить их в электрическую цепь и подорвать. Конечная цель углубление фарватера и расширение зеркала воды между двумя полуостровами.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ, ПРОШУ ВАС ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ - ПУТЕШЕСТВИЯ С ФИНВАЛОМ. НА ДАННОМ КАНАЛЕ ВЫ УВИДИТЕ МНОГО РАЗНЫХ РАССКАЗОВ И ФОТОГРАФИЙ О ПУТЕШЕСТВИЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРО ОСТРОВ СИМУШИР, БУХТУ БРОУТОНА И ПОСЁЛОК КРАТЕРНЫЙ.

Для выполнения этой задачи из СГВМБ были прикомандированы еще один ВТР, водолазный морской бот ВМ-63 с группой водолазов, гидрографическое судно БГК-140. Работы были организованы следующим образом: на берегу одна группа связывала проволокой в пакеты боеприпасы, грузила их на машину. Затем боеприпасы грузились на ВТР, причем работы производились непрерывно — один ВТР загружали, а второй разгружали в канале. Работы производились весь световой день, без выходных. Перед началом работ вдоль береговой черты канала по обеим сторонам с использованием мдк были установлены железобетонные массивы с бакенами для швартовки ВТР. В канал выходили в паре - ВТР и ВМ. ВТР становился по центру фарватера, заводил швартовные концы на бакен, удерживаясь на месте, несмотря на сильное течение. По борту ВТР в радиусе действия стрелы кран-балки краской нанесли разметку через 1 м. Опуская груз по эти отметкам, можно было с определенной точностью контролировать количество ВВ на погонный метр. ВМ в это время был пришвартован к другому борту ВТР, водолаз находился под килём ВТР. Когда пакет ВВ опускали на дно, водолаз отцеплял гак крана от пакета и уходил опять под киль судна. Небольшой перерыв в работе возникал только при смене водолазов. В таком режиме работы производились полтора месяца, может и больше, пока весь боезапас не был уложен на дно канала. По окончании укладки, водолазы установили подрывные заряды на всех трех линиях, концы электрической цепи подрыва вывели на берег полуострова Западная Клешня, примерно в километре от точки подрыва в специально отрытый укреплённый блиндаж. К моменту подрыва всему личному составу было приказано укрыться, плавсредства были выведены на безопасное расстояние. Группа подрывников укрылась за большим валуном.

Взрыв при дноуглубительных работах в бухту Броутона острова Симушир. Автор фото неизвестен.
Взрыв при дноуглубительных работах в бухту Броутона острова Симушир. Автор фото неизвестен.

По команде с КП Юрий Владимирович Игнатович произвел подрыв боезапаса. Как взрывается одновременно порядка 1.3 тысячи тонн тротила словами трудно передать. Это надо видеть. Столб воды, пара и дыма поднялся на метров 800 вверх. Ударной воздушной волны практически не было, так как взрыв был произведен на глубине 10 метров, но колебания почвы мы почувствовали. После взрыва по бухте несколько дней плавала пена с продуктами взрыва, погибшая рыба. Со временем бухта очистилась. Гидрографы произвели промер глубин углубленного канала фарватера, результаты оказались вполне приличными, увеличилось и расстояние по зеркалу воды между оконечностями Клешней».

Итог дноуглубительных взрывных работ : минимальная достигнутая глубина 13 метров и минимальная ширина 80 метров, что соответствовало проекту прохода по теме «Проспект».

Этот взрыв был крайним из серии взрывов по углублению фарватера входного канала. Одновременно с промером глубин, с борта БГК была выставлена буйковая станция для измерения скорости и направления течений в канале.

Ранее безымянный проход из пролива Дианы в бухту Броутона на курильском острове Симушир получил имя в честь руководителя работ Юрия Владимировича Игнатовича. Решением Правительства РФ № 2939р от 11.11.2020 года.

ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3

Спасибо, что дочитали статью

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии