Найти тему
Так и сяк

Евдокия. Судьбы крутые повороты

... Первая и нелюбимая жена Петра, которую насильно постригли в монахини - вот пожалуйста и все, что известно широкому кругу о той, кому суждено было стать последней русской царицей. Между тем Евдокия Лопухина прожила жизнь чрезвычайно яркую, трагичную, полную крутых и неожиданных поворотов, и даже загадок. 

Для начала она вообще-то не совсем Евдокия, а может и меньше всего Евдокия. При рождении своем в 1669 году она была названа Прасковьей. Имя Евдокия выбрала для нее свекровь, Наталья Кирилловна Нарышкина, женщина властная и суровая, отношения с которой у Лопухиной будут с каждым годом все хуже. На тот момент еще был жив старший брат и соправитель Петра, Иван V, его супругу тоже звали Прасковья. Наталья Кирилловна же сочла, что две Прасковьи при дворе - это неудобно, кроме того, по некоторым свидетельствам, имя Евдокия казалось Нарышкиной более подходящим и благозвучным для русской царицы. 

Венчание молодой четы состоялось в 1689 году, а уже в 1698 году царицу силой принудили постричься в монахини под именем Елена. Таким образом официально Евдокией она была всего девять лет из шестидесяти двух, которые прожила на свете. 

Пëтр уже давно хотел избавиться от жены, которую воспитывали согласно старым русским традициям и которая не могла и не умела понять многого из его грандиозных начинаний. К тому же в его сердце властвовала красавица Анна Монс, а Евдокия царя лишь тяготила. Монастырь был тогда самым простым и главное приличным способом освободится от постылой супруги. Однако царица, всеми силами сопротивлялась, понимая, что постриг неминуемо повлечет за собой разлуку с маленьким сыном Алексеем. 

Видимо сопротивление жены окончательно ожесточило сердце Петра Первого, не выносившего, что бы ему перечили. В Суздальско-Покровском монастыре, где предстояло теперь бывшей царице провести остаток своей земной жизни, она была оставлена без всякого содержания. Сохранились письма Лопухиной к родне с просьбами о милости и хоть какой-то материальной поддержке. 

-2

Собственно, казалось бы где-то в этом месте и должна заканчиваться история отвергнутой царицы, и далее последовать только сухая констатация, сколько лет прожила она в своей жалкой кельи, пока не пришла пора отправиться в мир иной. 

Однако положение ее внезапным и загадочным образом круто меняется. Всего через полгода она оставляет обитель и снимает монашеское одеяние. У нее появляются прислуга, наряды, хорошо обставленные покои, в которых она ведёт жизнь вполне мирскую. Окружающие оказывают ей всевозможное почтение, она хорошо питается и часто принимает гостей. На чьи средства оплачивался подобный образ жизни "инокини", и главное, почему ей вообще, даже при наличии денежного обеспечения бала дарована такая вольница остаётся для историков неясным. 

Крутой нрав царя был на тот момент уже хорошо всем известен, и сложно представить, что бы руководство монастыря да и сама Евдокия-Елена могли решиться на такие перемены без его на то ведома и позволения. Но почему он позволил? Простил и пожалел? Как-то сомнительно. Вначале чуть ни впроголодь оставил, а потом вдруг взял и пожалел. В жизни конечно и такое бывает, но поверить трудно. 

Внезапная эта перемена до сих пор служит источником самых разнообразных теорий, слухов и фантазий. Каким бы ни был ответ, все же можно лишь порадоваться, что жизнь ещё совсем молодой женщины не кончилась вместе с еë царствованием. В каком-то смысле она даже только начиналась, о чем обязательно расскажу в следующий статье. 

Автор благодарит за внимание и будет рад любой поддержке канала.

#история россии

#романовы

#петр первый

#евдокия лопухина