Фильм “Ах водевиль, водевиль…” многие помнят благодаря бессмертным песням, которые в нем звучат. Его впервые показали по телевизору в начале 80х, и кино сразу же стало популярным. Я тогда училась в начальной школе и с удовольствием вместе с родителями смотрела фильм, а потом переписывала в песенник слова “Гадалки” и других замечательных песен. Недавно, читая о музыке к кино, узнала, что не все у “Водевиля” складывалось гладко. Мой сегодняшний рассказ - не о музыке, а о работе над фильмом.
Режиссер Георгий Юнгвальд Хилькевич стал режиссером “Ах водевиль, водевиль” не случайно. Этому способствовал успех его выдающегося фильма “Д’Артаньян и три мушкетера”. Режиссера вызвали в Москву из Одессы на Мосфильм и предложили снять музыкальную комедию. Он предложил поработать над водевилем, и его идея понравилась. Рассказ Петра Григорьева “Дочь русского актера”, который лег в основу сценария, был сильно переработан. Сам режиссер впоследствие признавался, что окончательный вариант сценария далек от оригинала. Но он настолько понравился на “Мосфильме”, что сразу же был запущен в работу.
Актерский состав, как это обычно бывает, подобрался не сразу. Проще всего было с ролью отставного офицера Акакия Ушицы, который сватался к главной героине. Режиссер видел в этом образе Олега Табакова, заранее заручился его согласием и, работая над сценарием, представлял себе именно его.
Роль служанки главной героини Катеньки досталась жене Табакова - Людмиле Крыловой. Когда Юнгвальд-Хилькевич в сомнениях позвонил Табакову посоветоваться, стоит ли отдать ей эту роль, тот уверенно ответил: «Люда была лучшей на нашем курсе в Школе-студии МХАТ, а я лишь плелся в хвосте. Поэтому бери ее — ни секунды не пожалеешь». Так она попала в этот фильм.
Михаил Пуговкин, сыгравший отца главной героини Верочки, даже не проходил кинопроб, несмотря на то, что раньше Юнгвальд-Хилькевич с ним не работал. Подбирая актера на эту роль, режиссер хотел, чтобы он обладал не только ярким комедийным талантом, но и отлично смотрелся в паре с Табаковым. Представив в этой роли Пуговкина, он понял, что это - тот человек, который ему нужен.
Сложнее всего шли поиски главной героини. Режиссер смотрел молодых и красивых девушек - их пробовалось на эту роль более пятидесяти. Почти все знаменитые актрисы того времени прошли через кинопробы. Главной претенденткой на роль в результате стала Марина Дюжева… Но однажды Юнгвальд-Хилькевич, будучи на Мосфильме, услышал из просмотрового зала музыку, которая его потрясла - вальс из нового фильма Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». Он вошел в зал и был потрясен красотой девушки, которая кружилась в этом вальсе. Потом узнал, что это - Галина Беляева, балерина из Воронежского хореографического училища, которая впервые в жизни участвовала в съемках, и сразу - в главной роли. Увидев Галину вживую, режиссер окончательно уверился в том, что только она должна сыграть Верочку.
Для того, чтобы воплотить в жизнь этот план, пришлось улаживать некоторые тонкости. Дело в том, что как раз тогда Галина поступила в Щукинское училище. А в театральных вузах того времени был запрет на участие студентов в любых съемках. Пришлось вмешаться Эмилю Лотяну, который, кстати, к тому моменту уже стал мужем талантливой балерины и актрисы. Он лично звонил в “Щуку” и добился того, что Беляевой дали разрешение сниматься.
Прочитала, что Галина снималась на ранних сроках беременности, и ей было очень тяжело танцевать. Но она справилась) «Старший сын Галины Беляевой и Эмиля Лотяну, которого в честь отца назвали Эмилем, появился на свет примерно в то же время, что и наш фильм „Ах, водевиль, водевиль…“, — рассказывал Георгий Юнгвальд-Хилькевич в интервью. — Так что они — ровесники».
Однажды еще не законченный фильм подвергся резкой критике со стороны директора Пятого объединения «Мосфильма», к которому был причислен Юнгвальд-Хилькевич и главного режиссера объединения. Они решили посмотреть отснятый материал без музыки, и жестко ее раскритиковали, расписав на четырех листах свои замечания. Режиссер не сдался и написал директору «Мосфильма» Николаю Сизову большое письмо.
“…Все замечания, которые сделал Ташков и компания, для меня неприемлемы. Я считал, что меня пригласили на «Мосфильм» из-за того, что мой стиль ни на кого не похож, мое кино ни на что не похоже. А оказывается, именно моя непохожесть — это лишнее. Надо было снимать очередную стандартную музыкальную болванку, от чего я отказываюсь. Как выяснилось, у «Мосфильма» есть свой стиль, в который я не укладываюсь. Поэтому прошу освободить меня от работы над фильмом. Я не возражаю, чтобы кто-то другой доснимал этот материал, потому что подобрался сильный актерский состав…”
Директор «Мосфильма» устроил просмотр отснятого материала и по окончании вынес вердикт: «Я все понял. Больше никому материал не смотреть. Режиссера не дергать. Пусть снимает так, как ему кажется правильным. Я считаю, что мы еще будем этой картиной гордиться. До свидания».
Больше у съемочной группы никаких проблем не было)