Найти тему
ЖУРНАЛ ТРУ

"Иванов" Дениса Хусинярова: Чехов в исполнении ТЮЗа

20 января 2022 года с огромным успехом и практическим аншлагом (насколько это все таки возможно в наши трудные времена) в Театре Юных Зрителей им. А.А. Брянцева состоялась премьера спектакля по мотивам загадочной пьесы Чехова "Иванов" - наверное, самой "не затертой" кучей постановок пьесы Чехова.

Режиссер спектакля - дебютант сцены ТЮЗа - Денис Хусиняров поделился, что "давно хотел поставить нелогичный текст Чехова, где много несостыковок в построении сюжета, в логике и поступках персонажей". Не хочется сразу задавать отрицательный тон данной рецензии, но, на мой взгляд, самому Денису в этой логике разобраться не удалось. Подробнее рассмотрим далее.

Основным препятствием в понимании пьесы для меня стало несоблюдение пропорций: музыкальное сопровождение и голос. Разумеется, данную техническую неполадку можно списать на факт премьеры, но важно то, что играли пьесу, а также работали со звуковыми эффектами, штатные работники театра: привыкшие к помещению люди. Следом премьерного показа стали также некоторые несостыковки в движениях и репликах актеров, сбивки, но к этим моментам, честно, придираться не хочется совсем.

Важнейшим недостатком ТЮЗовской версии "Иванова" для меня стало недостаточно полное раскрытие характеров героев. В частности мне не хватило духовного отличия Иванова от остальных героев, а он, на минуточку, считается "русским Гамлетом": лишним человеком. Превалирующую часть постановки я бы назвала его, скорее, мудаком, нежели душевно страдающим человеком. Образы Саши Лебедевой и Анны Петровной (Сары) в какой-то момент слились воедино: из обеих получилось что-то типо нетерпеливых девочек, борющейся со скукой, а также до боли влюбленных в Иванова. Шурочка, разве что, была удостоена большего количества реплик и большего количества сцен-диалогов, взаимодействий. Что касается доктора Львова - были выявлены слишком скорые и внезапные перемены в настроении, вспышки гнева, и такие же скорые "съезды": актер потенциально мог держать напряжение данного героя на стандартном высоком уровне, однако, то ли в силу эпизодического появления, то ли в силу урезания реплик, напряжение данное просаживалось. Однако в актерском решении следует отметить и положительные моменты: Павел Кириллыч и Авдотья Назаровна со второго действия раскрылись в максимально складные и понятные, а главное, органичные картинки. Отметить хочется также актера, исполняющего роль Косых Дмитрия Никитича: на мой взгляд, по внутреннему конфликту героя можно было написать отдельную пьесу.

Моё душное театральное "фи" будет обращено и в сторону взятых в основу конфликтов: самым выделенным из них оказался конфликт любви женской - страдальческой, на втором месте по степени важности в постановке стал конфликт денежный. Что касается денежного, заметен он становится лишь во втором отделении. Все бы ничего: любовь и деньги, все как мы любим; но важно то, что в непосредственном тексте прослеживаются и другие конфликты: конфликт поколений, протест Шуры против скуки, да и все таки, как никак, конфликт Иванова с обществом как лишнего человека. И, разумеется, режиссер не оставляет их без внимания: правда, уделяет им один небольшой монолог, а после перескакивает сразу на уже названные ранее мысли. Разумеется, конфликт Иванова и общества подразумевает собой развитие событий произведения: от него не уйти. Но слишком уж "запутанным" этот конфликт режиссером вкладывается в сценарий. Грубо говоря. на протяжении пьесы заметен этот конфликт лишь с Доктором: остальные герои своей отличной идейностью набрасываются на главного героя лишь в финальной сцене: сцене свадьбы и выстрела.

фото: spbdnevnik
фото: spbdnevnik

И на последок - последнее, простите за тавтологию: финал пьесы "Иванов" в ТЮЗе. Режиссерским решением было избавиться от оригинального, пускай и не большого, но важного в смысле произведения диалога Саши и Иванова. Выстрел происходит сразу после монолога Саши, обращенного к доктору. Пьеса заканчивается на практически прямом посыле: "доктор, ты мудак и виноват во всем тоже ты!" (ни в коем случае не цитата из сценария!). На мой строго субъективный взгляд выстрел после этого звучит крайне необоснованно: проблема ведь все таки в главном герое, а не в навязчивом душном докторе.

Кривить душой не стану: есть ходы в постановке, которые максимально органично смотрелись в контексте пьесы. Например, подчеркнутая цикличность судьбы героя: Иванова всю пьесу кличут, по нашему, "Альфонсом", женившимся на Саре ради денег, но в итоге оставшимся без желаемого. В любовной истории с Шурочкой ситуация (по крайней мере, всеобщее мнение о предстоящем поведении Николая Алексеевича) история повторяется. Эта цикличность подчеркивается двумя выстрелами: пьеса начинается с шуточного выстрела Миши, заканчивается же самоубийством Николая.

Кроме того, очень красивым ходом мне показалась вращающаяся сцена. Практически все 2,5 часа сцена вращалась: декорации менялись. Ход пьесы не останавливался на этой смене: актеры прямо в диалоге, реплике могли менять положение по отношению к стороне вращающейся сцены. Я обратила внимание на то, что двигался по этой вращающейся, цикличной, как наша жизнь, сцене чаще всего главный герой - он как бы "бежал" от этого мира, общества, от навязанных и нежелательных диалогов; однако, как и в реальном мире, они настигали его и на другой стороне сцены. И жена, от которой Иванов бежал, и Саша, от чувств которой герой пытался убежать, и прилипчивый доктор, и надоедливый Михаил: все также легко догоняли героя в данной концепции текущего, вращающегося времени.

Со спектакля я, честно, вышла в слезах: все таки, какое же волшебное свойство театра - отражать в произведениях ушедших веков те проблемы, которые беспокоят каждого на данном отрезке жизни. Но "Иванов" в состоянии не только затронуть ваши давно лежащие на глубине души камни, но и уронить туда новые. Пускай, на мой взгляд, постановка не стала идеальной с точки зрения конкретно режиссерской работы, но как минимум выбор интересного, чувственного и сильного произведения просто обязан задать юбилейному, сотому сезону Театра Юных Зрителей особый настрой и не менее мажорный (в музыкальном значении - положительный) тон.

Автор статьи: Александра Струйская

-3