Психологи и врачи рекомендуют для ребенка в возрасте более двух лет выделить отдельную комнату.
Оборудуя комнату для детей, необходимо придерживаться следующих основных принципов: количество мебели должно быть минимально необходимым, а габариты ее должны соответствовать возрасту ребенка; середину комнаты следует освобождать от мебели, обеспечивая тем самым место для игр и развлечений.
В состав мебели в комнате дошкольника должны входить: кровать, шкаф для одежды, шкаф для книг и игрушек, стол, стулья.
Вместо двух шкафов можно поставить один комбинированный для одежды, книг и игрушек. Детскую комнату нежелательно обставлять дорогой и ценной мебелью, так как она стесняет ребенка. Для хранения детских вещей рекомендуется использовать ящики, задвигаемые под кровать, или шкафчик, также размещаемый под детской кроватью.
Дети любят играть на полу, поэтому пол должен быть гладким, теплым и легко мыться. Лучше всего иметь хорошо окрашенный деревянный пол или линолеумный с войлочной или тканевой основой.
Оборудуя комнату школьника, необходимо стремиться к созданию максимальных удобств для сна, учебы, отдыха и игр, занятий физкультурой. В состав мебели входит кровать, шкаф для одежды и белья, шкаф для книг и игрушек, рабочий стол. Если в одной комнате живут два школьника, для экономии площади можно поставить двухъярусную кровать. Кроме этого, хорошо иметь кресло для отдыха, а также столик или тумбу для радиоприемника или магнитофона.
Основным элементом мебели является стол для занятий. Он должен иметь длину не менее 900 мм, ширину — 600—750 мм и высоту в соответствии с ростом ребенка от 500 до 680 мм. Стол можно сделать самому использовав старые щитовые двери, доски или древесноволокнистую плиту. Можно также приобрести однотумбовый письменный стол.
Стол следует размещать так, чтобы ребенок сидел лицом к стене или к окну. На стене рекомендуется закрепить длинную полочку или деревянные рейки, на которых ученик может повесить расписание занятий, календарь, рисунки и т. д. Над столом может быть размещена полка для книг и письменных принадлежностей.
Рядом со столом для занятий целесообразно поставить небольшой стол-верстак, на котором юные техники могли бы мастерить модели или какие-то поделки. Стол-верстак оборудуют тисками, на стене помещают маленький шкафчик для инструментов. В комнате, где живет девочка, можно вместо верстака разместить небольшой стол для рукоделий или даже швейной машины. Кровати в комнате для учеников могут быть обычные, откидные, раздвижные или двухъярусные.
Трансформируемые кровати наиболее желательны, так как позволяют освободить в комнате значительную площадь для игр.
Очень желательна в детской комнате зона для занятий физкультурой, она должна быть свободной от мебели и иметь минимальные размеры 1800X1800 мм.
Если площадь детской комнаты достаточна и имеется свободная часть стены, рекомендуется устроить «стадион в квартире», т. е. комплекс детских спортивных снарядов в виде шведской стенки, перекладины, качелей и др. Подобные указания о сооружении таких комплексов даны в спортивных журналах.