Найти тему

Зачем в СССР на каждом шагу строили этот забор с ромбами

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели моего канала.

Вы все прекрасно знаете этот забор с ромбиками. В детстве мы всегда пытались на него взобраться, а если удавалось, то сидели часами. Этот забор строили в каждом советском городе и даже сейчас в многих городах нашей страны можно лицезреть этот «памятник архитектуры».

Однако мало кто знает историю этого творения. Ниже я расскажу, почему все-таки решили строить забор с ромбиками и для чего его строили почти на каждом шагу.

Мечтавший об Америке архитектор

Главным архитектором этого забора (несмотря на визуальную простоту, его тоже нужно было разработать) стал Борис Лахман. Этот человек был профессиональным строителем и архитектором. Закончил московский строительный университет, а позднее архитектурные курсы. В свободное время он жадно читал журналы об архитектуре, пытался найти информацию о зарубежных зданиях, архитектурных стилях. Мечта уехать в США его не покидала никогда.

-2

В течение 18 лет он работал в конструкторском бюро «Мосгорстройматериалы». Там он занимался промышленным дизайном или, как тогда в СССР это называли «технической эстетикой». Однажды, вспоминает Борис, руководство поставило задачу — создать проект красивого забора. Лахман принялся за дело и смог предложить начальству три варианта, один из которых был забор в виде кирпичной кладки (именно он Лахману показался наиболее удачным). Однако руководство выбрала простой вариант — забор с ромбиками.

По мнению начальства, этот забор был прост в производстве и надежен. Предполагалось, что его будут устанавливать на промышленных объектах, и воинских частях, чтобы посторонние люди не могли проникать на огражденную территорию. Сами ромбы играли важную звукоизолирующую роль. При этом рельеф избавлял от чувства монотонности и придавал оригинальный вид самой постройке. К тому же ромбы избавляли от излишней грязи и легче чистились.

Отъезд в США и критика заборов

Проект Лахмана был высоко оценен на советских выставках. За проделанную работу архитектора наградили медалью ВДНХ и дали премию в 50 рублей. После триумфа в 1980-х гг. Лахману удалось уехать в США. Там он сразу устроился в архитектурную компанию и стал воплощать свои самые сокровенные архитектурные желания. После смерти ее собственника, все дела перекочевали Лахману, тогда он стал полноценным руководителем.

-3

Сам Лахман не может понять, почему его забор стал столь популярным. Даже, когда спустя много лет ему попадаются какие-то видеоролики из бывшего СССР или нынешней России, он постоянно видит свои заборы, но никаких чувств при этом не испытывает. Он говорит, что еще в 1980-х гг. этот забор стали устанавливать где только возможно. Чиновники любили оградить им какую-нибудь заброшенную постройку или строящееся здание. Забор мог так и остаться, нарушая при этом архитектурный стиль города. Позднее его стали использовать везде. Зачем что-то придумывать новое, когда есть хороший вариант.

Лахман с обидой говорит, что этот забор — единственная его идея из множества других, которая была воплощена в жизнь. Другие же — просто остались на бумаге. В США, напротив, его творческий потенциал был раскрыт с куда большей силой. Он не был привязан к одному архитектурному стилю, как в СССР, и мог создавать эстетически красивые здания и сооружения.

Сейчас Борис Лахман пожилой человек. Он не отходит от дел и увлекается живописью.

А вы как оцениваете советскую архитектуру?