«Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.» (Еккл. 3: 1-8).
В жизни человека бывают разные периоды, как в жизни обыденной, так и в жизни духовной. Также бывают и разные периоды в жизни какой-то отдельной семьи и в карьере отдельного человека. И в жизни Церкви бывают разные периоды, а также в жизни природы: бывает зима, бывает лето, и в каждом времени года есть хорошее. Так и в духовной жизни бывают периоды лета и периоды охлаждения. В природе утро сменяет ночь, весна сменяет зиму, солнце, радуга сменяют дождь, тучи: всё это образы, отражение духовного мира, в котором также бывают разные периоды, например, за Великим постом наступает Пасха (Воскресение Христово). «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их.» (Псалом 18: 1-4). И во всём есть хорошее. Нужно стараться во всём в жизни видеть хорошее и быть благодарными Господу за всё. Например, в жизни Церкви есть периоды поста и есть периоды, когда можно вкушать скоромную пищу. Думаю, что и то и другое хорошо, и нужно радоваться всему. Когда не постимся, то это утешение для плоти, а когда постимся, то радуется душа, потому что она угождает постом Христу, господствует над страстью чревоугодия, более приближается к Богу. И в том и в другом случае следует благодарить Господа. Церковью премудро установлены и постные периоды и такие, когда можно вкушать всё.
В жизни бывают периоды радости и счастья, и бывают периоды страданий. Но с Богом и мрачные периоды страданий в жизни озаряются светом и оборачиваются к лучшему, потому что по слову Апостола Павла: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.» (Рим. 8: 17-18). Кто с терпением, смирением, благодарностью Богу терпит скорби и болезни, тот получает от Бога милость и венцы нетленные. Это может вменяться выше подвигов. Даже в болезни можно видеть хорошее, потому что, по слову Апостола Петра: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.» (1-е Петра 4: 1-2). Зная, что впереди Воскресение и жизнь вечная у верующих во Христа-Спасителя, можно претерпеть всё, уповая на Господа Иисуса Христа. Господь подбадривает тех, кто терпит страдания, словами: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.» (Ин. 16: 33).
В духовной жизни также бывают периоды, когда человек стремится к Богу, к деланию заповедей, к молитве, к милостыне, а бывают периоды охлаждения, когда не хочется делать ничего. Но в такие-то периоды охлаждения можно показать свою верность Христу-Спасителю. Когда есть желание, то всё делается легче, а когда не хочется, то нужно понуждать себя. И это уже подвиг, а Господь любит тех, кто преодолевает себя, понуждает себя к молитве, к добродетели. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). И значит и в периодах охлаждений нужно стараться видеть хорошее для себя и извлекать пользу. Даже в грехопадениях можно видеть хорошее и извлекать пользу, чтобы приближаться к спасению души. Конечно лучше не грешить, но если по немощи грех совершён, то не следует отчаиваться. Нужно уповать на милосердие Божие, смиряться и каяться перед Богом, а затем идти дальше. То есть даже в грехопадениях у тех, кто надеется на Христа можно видеть хорошее, они способствуют упованию на Христа и смирению, чтобы не надеется на себя и свои дела. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» (Рим. 8: 28).
«Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;» (Ин. 16: 20-22).
«Сеюшии слезами, радостию пожнут. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя, грядуще же приидут радостию, вземлюше рукояти своя.» (Псалом 125: 5-6).