Найти тему
Роккульт

У Nirvana есть много отличных песен, кроме Smells Like Teen Spirit. Их стоит послушать

Оглавление

Даже при жизни Курта Кобейна Nirvana считались голосом поколения, а уж после его смерти любовь к группе постепенно переросла в настоящий культ. В день его смерти фанаты, заставшие его концерты, проводили бдения в Сиэтле, жгли свечи и искренне плакали. Сегодня, почти три десятилетия спустя, подростки, родившиеся после его ухода, носят футболки из массмаркета с тем самым смайликом, а именитые модельеры снова и снова популяризуют небрежную и мешковатую одежду, в которой ходил сам Кобейн. Но при этом само творчество Nirvana периодически отходит на задний план, сводясь всего лишь к одной песне – Smells Like Teen Spirit, – которую до сих пор крутят в барах, клубах и на домашних вечеринках. Такова, увы, судьба многих групп: прочно ассоциироваться с одной песней, по какой-то причине затмившей все остальные треки, и этому не стоит удивляться. Но если вы хотите понять, в чем все-таки был феномен команды, считающейся (пусть и не совсем справедливо) лицом всего гранжа, придется послушать чуть более, чем один хит. Давайте этим и займемся.

Приведенный ниже список более чем субъективен и основан в первую очередь на личных предпочтениях автора и персональном восприятии гранжа в целом и Nirvana в частности. Комментарии, пожелания и предложения как всегда приветствуются.

Справедливости ради, в подборку вошли песни, написанные специально для Nirvana, тем самым, Love Buzz, Molly’s Lips, Where Did You Sleep Last Night и Man Who Sold The World умышленно пропущены.

Big Сheese

Love Buzz (1988)

Big Cheese была выпущена в качестве би-сайда к синглу с кавером на Love Buzz группы Shocking Blue. Это был первый результат сотрудничества Nirvana с лейблом Sub Pop. Сложно сказать, для кого факт совместный работы был более важным – для группы или для лейбла. По сути, как утверждают очевидцы в документальном фильме Hype, Sub Pop видел своей главной задачей продвижение перспективной Nirvana, чтобы в результате сделать на этом имя и себе. Конкретно этот релиз был важен для лейбла еще и потому, что с его выходом была запущена серия Sub Pop Singles Club для коллекционеров. Все должно было пройти идеально, поэтому Кобейна даже отправляли на студию перезаписывать вокал для Love Buzz. Ставка была сделана на уже известную аудитории песню, а Big Cheese была скорее бонусом. На самом деле песня была скорее насмешкой: достаточно простая в своем музыкальном звучании, она имеет весьма саркастичный текст. Кобейн поет о том, что его большой босс отправляет его «за офисный стол». Большим боссом был глава Sub Pop Джонатан Поунман, и в лирике Курт отразил свое недовольство его давлением и осуждением.

About a Girl

Bleach (1989)

About a Girl – далеко не самая типичная для Nirvana песня, и на фоне всего остального гранжа она кажется слишком попсовой. Поговаривают, что Кобейн написал ее после того, как провел весь день у себя дома, слушая на повторе Meet the Beatles! 1964 года. Включение песни в дебютный альбом было большим риском, и Курт сомневался в необходимости делать это, но продюсер записи Джек Эндино убедил его в том, что песня может стать успешным синглом. В какой-то момент встал вопрос о том, как к ней отнесутся на Sub Pop, но в итоге было решено откровенно наплевать на их мнение в этом вопросе. Лейбл, кстати, ничего не сказал, но с большой долей вероятности можно говорить о том, что им песня понравилась. В 2004 году в интервью NME Буч Виг, продюсировавший Nevermind, сказал, что именно About the Girl показала миру: Кобейна не определяет одна лишь история любви с панк-роком, он способен на гораздо большее.

On a Plain

Nevermind (1991)

Несмотря на осознанное желание показывать творчество Nirvana за пределами Smells Like Teen Spirit, пожалуй, нельзя полностью отринуть значимость прославившего группу на весь мир альбома Nevermind. On a Plain, одна из последних песен на пластинке, Кобейну не нравилась, что, впрочем, случалось достаточно часто, Курт был очень самокритичен. Ему казалось, она должна звучать грубее и «грязнее», а то, что удалось создать совместными силами с Бучем Вигом, вышло слишком прилизано. Тем не менее, On a Plain выпустили в качестве промо-сингла, и он имел неплохой успех. Кстати, за бессловесное мычание в песне отвечает Дэйв Грол. И, будь полная воля Вига, этого мычания в конце трека было бы куда больше, но Кобейн предпочел вовремя остановиться.

Something in the Way

Nevermind (1991)

Something in the Way завершает Nevermind, хотя финальным треком ее можно назвать с натяжкой, ведь в большей части копий пластинки после примерно десяти минут тишины в треке начинает играть Endless, Nameless. Это пугало слушателей, которые были уверены, что альбом закончился, а через некоторое время музыка начинала играть снова. Это, пожалуй, самый мрачный трек на относительно бодром Nevermind. Считалось, что это автобиографичный трек о временах, когда Кобейна выгнали из дома, и он ночевал под мостом. Позднее музыкант сам его и опроверг: если бы он действительно ночевал там, то его, вероятно, попросту бы смыло течением реки. Записать трек удалось не сразу, Вигу казалось, что Курт играет слишком тихо, а бас и ударные его заглушают. В итоге музыканты делали свое дело по отдельности. Кобейн ушел в операторскую, взял акустическую ненастроенную гитару, а Буч просто включил запись. Новоселич и Грол с трудом записали свои части позднее, в последний день пригласили друга L7 Кирка Кеннинга для записи виолончели.

Aero Zeppelin

Incesticide (1992)

По названия несложно догадаться, к кому обращена эта песня, – к мастодонтам так называемого классического рока, Led Zeppelin и Aerosmith. Заняв свое место на музыкальной сцене, гранж лихо противопоставил себя всему, что было до, хотя и не отрицал влияния предшественников на рок-мир. Массовая гранж-истерия на время затмила хард-рок и оставила в прошлом так называемый волосатый метал. Хотя отсылка к двум группам в названии легко читается, Aero Zeppelin в целом о трендах и веяниях в музыке, которые были заложены такими массово популярными группами, как Led Zeppelin и Aerosmith. Песня была записана на студии Reciprocal Recording Studios в январе 1988 года, на барабанах вместо Грола играл Дейл Кровер из Melvins. Трек впервые издали на альбоме Incesticide в 1992 году.

-2

Sliver

Insecticide (1992)

Как и About a Girl, Sliver может показаться слегка попсовой для Nirvana, но для группы и в особенности для самого Кобейна она важна не столько музыкально, сколько лирически. Трек частично автобиографичен: в нем лирический герой жалуется на то, что родители бросили его с бабушкой, а он хочет вернуться домой. Этакие зарисовки из детства самого Курта. На барабанах в песне играл Дэн Питерс из Mudhoney. Запись трека пришлась на то время, когда Nirvana мучительно искали нового барабанщика, и Питерс вышел с коллективом на сцену всего на одном концерте. В клипе на песню уже появляется Дэйв Грол, последний и самый известный ударник группы. А еще в этом простом ролике, снятом в подвале на камеру Super-8, можно увидеть маленькую дочку Кобейна и Кортни Лав, Фрэнсис Бин, ей тогда было около года.

Ну и стоит добавить, что несмотря на свою попсовость, Sliver вдохновляла других музыкантов. Так, фронтмен Weezer Риверс Куомо признавался, что после ее прослушивания родилась их композиция Heart Songs. А австралийская гранж-группа Silverchair взяла половину своего названия из трека, правда, в итоге поменяла буквы местами.

Even in his youth

Hormoaning / Smells Like Teen Spirit (1991)

Even In His Youth первоначально вышла в качестве би-сайда к синглу Smells Like Teen Spirit, а позднее также стала частью ЕР Hormoaning, в который кроме нее вошла Aneurysm и четыре кавера. Мини-альбом переиздавался в 2011 году для Дня Музыкального магазина тиражом в шесть тысяч копий. Even In His Youth была впервые записана в 1989 году, и в ней Кобейн выразил отношение к своему отцу, которому отчаянно хотел угодить, но часто чувствовал себя недостойным его похвалы.

Heart-shaped Box

In Utero (1993)

Финальный альбом Nirvana уже в полной мере отражает депрессивные и безысходные настроения, преследовавшие Кобейна в последние моменты его жизни. Heart-Shaped Box, пожалуй, самая яркая песня на пластинке. Смысл текста интерпретировался по-разному, сам Кобейн говорил, что припев отражает то, как его видит пресса, а на написание куплетов его вдохновил просмотр документального фильма о детях, больных раком. Существовала также и версия о том, что песня посвящена Кортни Лав, - биограф Курта Чарльз Кросс писал, что это очень запутанный и необычный способ признать в песне в любви. Сама Лав утверждала: песня действительно о ней и ее вагине, а сама она помогла написать часть текста. Правда, ее заявление вскоре было изъято из сети.

На Heart-Shaped Box был снят один из самых известных клипов Nirvana, режиссером стал Антон Корбин. Курт хотел, чтобы ролик был снят по его задумке, а Антон, привыкший работать по своему сценарию, поначалу протестовал, но в итоге счёл идеи Кобейна интересными. Видео было хорошо принято зрителями и критиками и в итоге удостоилось премии MTV Music Awards.

Very Ape

In Utero (1993)

По своему лирическому содержанию песня продолжает вошедшие в Nevermind In Bloom и Territorial Pissings и посвящена стереотипным мачо, недалеким и неблагородным по отношению к даме: «если что-то понадобится, не стесняйся сначала попросить кого-то другого». Из интересных фактов: рифф в песне позаимствовали у аргентинской группы Los Brujos (Kanishka!), а годом позже британцы The Prodigy взяли фрагмент того же риффа и вставили в Voodoo People.

You Know You’re Right

Nirvana (2002)

You Know You’re Right стала последней песней, записанной при жизни Кобейна. Финальная встреча участников Nirvana на студии состоялась 30 января 1994 года, за три с небольшим месяца до смерти Курта. Уже тогда было понятно, что фронтмен больше не может проявлять ни творческую, ни какую-либо еще активность. Студия была забронирована на три дня, он появился лишь на третий и сразу же взялся за песню. Потом музыканты пытались вместе поработать над другим материалом, но Кобейн в тот день больше не записал никаких вокальных партий. You Know You’re Right официально вышла лишь в 2002 году, до тех пор ее слышали лишь в бутлеге и в исполнении Кортни Лав на MTV Unplugged. Вдова Кобейна долго препиралась с Гролом и Новоселичем по поводу релиза, а в итоге трек просочился в сеть еще до официального выхода и сразу же попал в радиоротацию, несмотря на строжайший запрет Geffen Records.

Автор: Катерина Гафт

Добавляйте свои любимые песни в комментариях!

Читайте также: