Найти в Дзене
dolg & воля

ПЕРВЫЕ ШАГИ «КАДЕТСТВА» (1732–1825) - старый знакомый/ госзаказ 1800/ кадеты-декабристы/ тьма над Россией

Самое время обратиться ко второму источнику, который неожиданно подвернулся мне недавно. Рассматривая старые номера «Военно-исторического журнала», я наткнулся на одну очень даже хорошо знакомую мне фамилию – Гребёнкин. Товарищи знакомые с моей предыдущей публикацией прекрасно помнят, как я использовал статью данного достопочтимого господина в целях разоблачения монархической пропаганды. И вот снова он. В этот раз мы используем статью, опубликованную в достаточно авторитетном среди военных источнике «Военно-историческом журнале» №2 за 2019 год. Статья носит достаточно благородное название – «Военно-профессиональная подготовка воспитанников российских военно-учебных заведений во второй половине XIX – начале XX века[2]»
Я не могу обойти стороной достопочтимого автора и поэтому упомяну о нем немного. Алексей Николаевич Гребенкин является доцентом кафедры теории государства и права Среднерусского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Пре
Оглавление


Самое время обратиться ко второму источнику, который неожиданно подвернулся мне недавно. Рассматривая старые номера «Военно-исторического журнала», я наткнулся на одну очень даже хорошо знакомую мне фамилию – Гребёнкин. Товарищи знакомые с моей предыдущей публикацией прекрасно помнят, как я использовал статью данного достопочтимого господина в целях разоблачения монархической пропаганды. И вот снова он. В этот раз мы используем статью, опубликованную в достаточно авторитетном среди военных источнике «Военно-историческом журнале» №2 за 2019 год. Статья носит достаточно благородное название – «Военно-профессиональная подготовка воспитанников российских военно-учебных заведений во второй половине XIX – начале XX века[2]»


Я не могу обойти стороной достопочтимого автора и поэтому упомяну о нем немного. Алексей Николаевич Гребенкин является доцентом кафедры теории государства и права Среднерусского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Он к тому же доктор исторических наук. На сколько господин доцент академии народного хозяйства компетентен в вопросах истории военного образования судить я предоставлю читателям, поскольку уже высказывал свой взгляд на данный вопрос в статье «Что такое кадетизм? История вопроса».

У господина Гребенкина мы тоже не минуем критических выпадов в сторону реформ Бецкого хотя в статье даже его фамилия не упоминается: «В XVIII веке кадетские корпуса, фактически являвшиеся дворянскими университетами, не акцентировали внимание на подготовке своих воспитанников к офицерской службе. В начале XIX века интересы военного ведомства были поставлены во главу угла. Однако в александровское царствование чрезмерное увлечение шагистикой негативно повлияло на военно-профессиональную подготовку кадет, придав её однобокий, показной, уродливый характер[2]»

Следует отметить к тому же, что при Александре I кадетские корпуса стали выходить за пределы столичных интриг и заговоров. Новые заведения появились в Шклове (затем будет перемещено в Москву), Омске, Оренбурге, Гельсингфорсе и Нижнем Новгороде.

Интересы военного ведомства воплотились в момент войны 1812 года. А вместе и с ними семена сомнения и просвещения, посеянные реформами Бецкого и народным творчеством в ходе крестьянской войны Пугачева дали свои всходы. В первой половине XIX века в Российской империи начинает формироваться сеть тайных политических обществ целью которых является изменение существующего государственного строя. Ряд офицеров (казалось бы, одной из самых главных опор самодержавия) считали своим долгом изменить существующие порядки в пользу широких масс населения. Всё это со временем приведет к декабрьским событиям 1825 года. Как показывает статистика не малое число среди офицеров-декабристов (38 из 121 осужденного) занимали воспитанники кадетских корпусов. Среди них были такие личности как:

1) Фёдор Николаевич Глинка (Санкт-Петербургский первый кадетский корпус)

2) Павел Иванович Пестель (Пажеский корпус)в;

3) Кондратий Фёдорович Рылеев (Санкт-Петербургский первый кадетский корпус)

4) Василий Карлович Тизенгаузен (Санкт-Петербургский первый кадетский корпус)

5) Андрей Евгеньевич Розен (Санкт-Петербургский первый кадетский корпус);

6) Алексей Васильевич Веденяпин (Санкт-Петербургский первый кадетский корпус)

7) Владимир Александрович Бечаснов (Санкт-Петербургский второй кадетский корпус)

8) Аполлон Васильевич Веденяпин (Санкт-Петербургский второй кадетский корпус)

9) Анастасий Дмитриевич Кузьмин (Санкт-Петербургский второй кадетский корпус)

10) Михаил Фотиевич Митьков (Санкт-Петербургский второй кадетский корпус)

11) Николай Осипович Мозгалевский (Санкт-Петербургский первый кадетский корпус)

12) Андрей Иванович Шахирев (Санкт-Петербургский первый кадетский корпус)

13) Антон Петрович Арбузов (Морской кадетский корпус)

14) Дмитрий Иринархович Завалишин (Морской кадетский корпус)

15) Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский (Морской кадетский корпус)

16) Василий Абрамович Дивов (Морской кадетский корпус)

17) Пётр Фёдорович Громницкий (Санкт-Петербургский второй кадетский корпус)

18) Иван Васильевич Киреев (Санкт-Петербургский второй кадетский корпус)

19) Пётр Николаевич Свистунов (Пажеский корпус)

20) Василий Петрович Ивашев (Пажеский корпус)

21) Василий Сергеевич Норов (Пажеский корпус)

22) Константин Петрович Торсон (Морской кадетский корпус)

23) Николай Александрович Бестужев (Морской кадетский корпус)

24) Михаил Александрович Бестужев (Морской кадетский корпус)

25) Владимир Иванович Штейнгейль

26) Павел Васильевич Аврамов (Санкт-Петербургский первый кадетский корпус)

27) Александр Петрович Беляев (Морской кадетский корпус)

28) Пётр Петрович Беляев (Морской кадетский корпус)

29) Михаил Карлович Кюхельбекер (Морской кадетский корпус)

30) Михаил Андреевич Бодиско (Морской кадетский корпус)

31) Александр Карлович Берстель (Санкт-Петербургский второй кадетский корпус);

32) Семён Григо́рьевич Красноку́тский (Санкт-Петербургский первый кадетский корпус)

33) Борис Андреевич Бодиско (Морской кадетский корпус)

34) Михаил Иванович Пущин (Санкт-Петербургский первый кадетский корпус)

35) Пётр Александрович Бестужев (Морской кадетский корпус)

36) Фёдор Гаврилович Вишневский (Морской кадетский корпус)

37) Епафродит Степанович Мусин-Пушкин (Морской кадетский корпус)

38) Николай Павлович Окулов (Морской кадетский корпус)

Как вы можете наблюдать отнюдь немалое количество кадетов встали на путь изменений и преобразований. Но что вело, так скажем, «государственных питомцев» ради простого народа идти на висельницу, каторгу лишаясь, титулов, чинов и остальных привилегий? В чем причины такого поведения? Среди основных причин побуждающих многих офицеров того времени к этому следует отнести следующие:

1) Сама окружающая и давящая на них социально-политическая действительность крепостнической России;

2) Действительность своим давлением неизбежно вела мыслящих офицеров к поиску ответов на вопросы. И эти ответы русский офицер стал получать, оглядываясь на Европу. Влияние идей эпохи Просвещения, и следовательно непосредственное знакомство офицеров с трудами Руссо, Дидро, Гольбаха, Вольтера и др. Сюда мы можем отнести и реформаторскую деятельность, развернутую Иваном Ивановичем Бецким, которая значительно способствовала повышению образовательного уровня кадетов. Именно Бецкой и дал этот импульс просвещения кадетским корпусам Российской империи который во многом привел будущих офицеров к пути преобразования общественной жизни;

3) Ну и конечно же практическое закрепление теоретических знаний. Участие офицеров в заграничном походе русской армии 1813–1814 гг. в процессе которого они лично своими глазами созерцали ту резкую и разящую разницу между жизнью простого европейца и жизнью закабаленного русского крестьянина. К тому же нельзя отбрасывать и Отечественную войну 1812 года, в ходе которой военное дворянство совсем иначе стало смотреть на русского крестьянина. Многие в живую увидели суть простого русского мужика, который без чьей-либо указке сам встал и взял топор в борьбе за свою Родину.

Подытоживая все вышеупомянутые факты и события следует с радостью отметить, что наш уважаемый триумвират авторов первого источника[1] достаточно трезво подводит итог и констатирует: «После событий 14 декабря 1825 г. правительство Николая I борется с демократическими тенденциями в сфере образования и воспитания… Нравственному воспитанию отдается приоритет перед умственным образованием[1]»

Россия, а вместе с ней и кадетские корпуса погружаются с этих самых пор в пучину николаевского царствования…

Продолжение следует…

Толя Черный

Источники:
[1]
https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-nravstvenno..;
[2]
https://cyberleninka.ru/article/n/voenno-professional.

Читайте, сравнивайте, анализируйте!

Объединяйтесь, товарищи!

Группа в вк: https://vk.com/duty7117freedom