С самого начала газового кризиса в Европе не утихают споры о том, что на самом деле «Газпром» на этом ничего не зарабатывает. А всю разницу получают немецкие компании. Одна из таких — компания Wingas. Кому она принадлежит? И что с парусом и вёслами?
Парадоксальные отчёты
В одном из прошлых материалов мы публиковали данные о рекордной операционной прибыли российского голубого гиганта за 9 месяцев 2021 года. А недавно появилась информация о доходах в четвертом квартале 2021 года.
«Стоимость экспорта российского природного газа в четвертом квартале 2021 года составила 20,8 млрд долларов (в 1,6 раза больше, чем в третьем квартале), а суммарная стоимость экспортированных из России нефтепродуктов составила 18,5 млрд долларов», — сообщает «Интерфакс» со ссылкой на данные оценки платежного баланса Центробанка.
Впервые с 2008 года экспорт газа принёс России больше, чем экспорт нефтепродуктов. Но согласитесь, что это никак не вяжется с утверждением о том, что «Газпром» на самом деле продаёт газ ФРГ по прежним ценам, а сверхприбыли получают немецкие компании?
С другой стороны, Европа даже не позволяет «Газпрому» одновременно быть тем, кто и добывает газ, и экспортирует его. А с рыночными ценами к себе и подавно не пустит.
На самом деле всё гораздо изящнее. Согласно требованиям ЕС, российский монополист не может реализовывать продукцию на территории Старого Света, но может продавать газ своей дочке.
Изящные решения создаёт и амбициозный российский IT-проект SFERA. Его команда как никогда близка к релизу приложения. Узнайте подробнее на сайте проекта.
«Газпром» вездесущий
Контрольный пакет акций немецкой компании Wingas до 2013 года принадлежал BASF Wintershall. А вот сама компания была основана в 1993 году совместно с «Газпромом», которому принадлежали 50% минус одна акция.
«В декабре 2013 года Wintershall и «Газпром» договорились об обмене активами. В результате Wingas стала 100-процентной дочерней компанией «Газпрома». BASF и «Газпром» завершили обмен активами к 30 сентября 2015 г», — сообщает «Википедия».
Эта газпромовская дочка и является той самой прокладкой, которая продаёт газ в Европе, в том числе по спотовым ценам.
Парус и вёсла — будущее Европы
На фоне глубочайшего кризиса предложения на европейском рынке в СМИ тиражируются новости, которые на самом деле не имеют особого значения и вызывают вопросы по части реализации.
Например, растиражированная недавно новость о воздушном парусе французской компании Airseas, созданной «концерном Airbus для снижения расходов топлива в морских грузовых перевозках». Парус представляет из себя некое подобие воздушного змея, который выдвигается из мачты на носу корабля. По оценкам разработчиков, изобретение позволит экономить до 20% горючего.
Мы, конечно, не против научного прогресса, в том числе и в этом направлении. Но на обложках ведущих мировых СМИ эта новость выглядит слишком неказисто: настолько ли это важное достижение? Или оно просто служит для отвода глаз от реальных проблем? А, может, для чего-то ещё?
И вместе не могут, и порознь никак
Суть в том, что реальные проблемы могут быть решены, причем довольно быстро. Но для этого не предпринимаются никакие шаги. К примеру, абсурдно предъявлять какие-либо политические требования к экспортёрам энергоносителей, от которых критически зависит экономика.
Да и ситуация складывается так, что «Газпром» для ЕС незаменим, а ЕС для «Газпрома» — вполне.
Для сравнения: оцените глубину провала европейской политики на газовом рынке, которая годами подогревалась из Соединенных Штатов. А диверсифицировать поставки газа Европе так и не удалось. Переход на биржевые поставки предсказуемо обернулся неконтролируемым скачком цен на ресурсы. Политика декарбонизации привела лишь к лавинообразному сокращению инвестиций в добывающий сектор, а ожидания, возложенные на солнечную и ветряную энергетику, не оправдались.
Длительное педалирование исходящей угрозы от атомной энергетики лишило ЕС и этой спасательной соломинки. Других альтернатив нет, перспективы развития энергетического сектора туманны.
Тут к месту поговорка: сколько ниточке не виться, а конец всё равно будет.
И конец этой нитки нашёлся в Китае. С ним вместо Европы предпочитает торговать сжиженным газом Катар. На Китай теперь ориентирована и Россия. Ведь, в отличие от ЕС, он заключает длительные контракты на десятилетия. И этому государству по большому счёту без разницы, какой режим установился у вас в стране, достаточно ли у вас демократии и соблюдаете ли вы права меньшинств.
Ввод в эксплуатацию «Силы Сибири — 2» поставит под угрозу поставки сжиженного газа в КНР. Ведущие мировые аналитические агентства не сомневаются, что импорт СПГ из США Китай ограничит в первую очередь. Ведь торговую войну никто не отменял, и уступать в этом споре ни одна из сторон не собирается.
А что касается Европы, то директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко рассказал следующее:
«… сделав газ фактически заложником политических интересов, они (ЕС) могут поставить регион на грань энергетического коллапса. Газовый рынок в Европе может стать более дефицитным в случае увеличения «Газпромом» поставок в Китай, в частности, по «Силе Сибири — 2».
Можно было бы возразить, что потребление Поднебесной продолжит расти, несмотря на 50 млрд кубометров газа из трубопровода «Сила Сибири — 2». Но есть ведь и другой проект, который уже обсуждается на межправительственном уровне. Речь идёт о «Силе Сибири — 3». К тому-же за счёт этих проектов будет газифицироваться Восточная Сибирь.
В таких условиях для Европейского союза важнее, чтобы в ближайшем будущем парус корабля не пришлось дополнять вёслами. Однако понимают там это или нет — вопрос открытый.
Автор:
kogman
Читайте также:
Материал создан при поддержке ппроекта SFERA
#технологии #наука и техника #россия #нефть и газ #газпром #энергетика #экономика #строительство