Платье или юбку, это уже не важно. Просто перестали общаться!
Знакомо?
Почему-то так бывает частенько именно при работе с друзьями, знакомыми, коллегами и по мизерным ценам, либо бесплатно. Такой "клиент" имеет завышенные требования и не благодарен за работу. А в худшем случае ещё и слухи распространяет о квалификации мастера.
Из комментариев:
Вот такую историю мне рассказали в комментариях.
Скажу честно, лично в моей практике такие случаи бывали. И именно с теми, кому что-то было сшито "по дружбе" или в подарок. В основном, в юности. Я этот момент для себя отметила, раскусила и намотала на ус, как говорится. Просто изменила подход в целом.
Думаю, если вы уже подписаны на тэг: #психология_шитья
То отлично знаете, как я работаю на данный момент.
И что думаю по поводу различного рода халявы, пошива за шоколадку, яблочко и каких-либо требований у таких товарищей. С ними нужно быть осторожнее и если вы шьющий человек, то они вам совсем не товарищи :)
Но иногда люди не умеют создавать и осознавать личные границы
Тогда им кто-то в наглую впаривает ткани с балконов и антресолей, показывая картинку из последнего модного журнала и требуя именно такую вещь. При этом ни цвет, ни свойства ткани могут вообще не соответствовать требованиям этой модели, но человек ничего не хочет слышать. Да и размер на картинке 42 РФ, а им нужно на 56, и чтоб сидело "как там".
Если что-то не получается, ведь ткань не подходящая, начинаются претензии к мастеру. На слова, что для такого фасона нужно покупать другую ткань, говорят: "Это же дорого. Вот хорошая бабушкина ткань, это ты такой мастер, что не можешь с ней работать! Только не испорти! Я ее 30 лет хранила". Еще и потребовать несовместимо огромную сумму "за испорченную дорогую ткань" могут.
Аналогично и с ремонтом одежды. Я не занимаюсь, именно по этим причинам. Не моя тема и не устраивает, что работы много, а оплата не соответствует затратам сил и времени. Да и не интересно, если уж совсем честно.
Но многие работают и рассказывали, что друзья и знакомые пытались или всё-таки впаривали им свои старые вещи, ожидая из них шедевр. Причём, бесплатно. Там же "два шва".
Некоторых возмущает просьба купить свою фурнитуру для таких работ.
Ещё мне недавно писали про "хитрых помощников"
Я не сталкивалась с такими людьми, но добавляю информацию из комментария. Одна дама написала, что встречала халявщиков с такими наклонностями, которые навязывают шьющему свои вещи или ткани со словами, что "помогут" в работе. Да и вообще, их нужно только пустить к машине, они и сами всё сделают! Просто у них нет оборудования, а у доброй подружки есть..
Попадая в квартиру или Мастерскую, эти люди старательно всё раскладывают, очень медленно, глядя в глаза и продолжая болтать о жизни. Как доходит до дела, говорят: "Ну посмотри, как тут нужно сделать, подскажи, а то я давно не шила (с 5 класса школы) и подзабыла! А я пока пойду, чайку поставлю!"
И тут хозяин того самого оборудования понимает, что подружка делать ничего и не собиралась, а это всё просто оставит после чаепития и скажет, что зайдёт попозже за готовыми вещами :) Вроде ей уже пора :) "Дела, пойми, дела, дела.." Или дети, собаки, кошки, все голодные, огород, работа..И добавит: "Ну у тебя всё равно лучше получится, быстрее, я редко шью!"
Самое забавное, что это было несколько комментариев от разных людей. И одна из мастеров сказала, что раскусив "подругу", решила ничего не делать. Собрала ее ткани, вещи, в тот же пакет и убрала на полку. Через месяц объявляется "помощница" и спрашивает, готова ли работа. Мастер ей прямо ответила, что нет, ведь не помогала же, времени не было.
Нагловатая дама спрашивает, а не привезут ли ей на дом этот пакет? Чайку попить можно..А ей самой некогда забрать..
:) В итоге год пролежал пакет. "Подружка" так и не заявилась и не общалась.
Бывало и такое, когда говорят, что вещь плохая, но потом ее годами носят
Это тоже не только из моего опыта. Вы видели приложенный комментарий.
Человек, забирая вещь, говорит, что это просто ужас, совсем не то, что он хотел. Потом ещё может в разговоре упомянуть, что кто-то на работе или среди друзей, родственников, подтвердил, что "это носить нельзя". Всё говорится с серьезным лицом, тяжким вздохом..
Шьющий расстраивается, ведь "клиент" не доволен. Особенно это бьёт по начинающим. Уязвляет самолюбие, расстраивает, отбивает охоту.
Встречаются через время, а вещь на "заказчике"! И сидит хорошо, и выглядит нормально. Спросишь, ответит, что носит. Как ни в чём не бывало!
Обещают помочь позже в другой сфере
Бывает, что некоторые люди просят им что-то сшить или отремонтировать, за что обещают потом помочь. Допустим, с ремонтом квартиры, дома или в юриспруденции, по репетиторству для детей. Но как до них доходит очередь, сливаются.
Комментариев тоже много, но тут жаловались в две стороны.
Одна юристка помогла швее по ремонту одежды получить квартиру от государства, всё оформляла бесплатно, пачками бумагу расходовала на документы, отправляла их тоже сама. Но когда пришла к "подружке" в Ателье менять молнию на своей юбке или брюках, точно не помню, швея указала ей на кассу и даже скидку не сделали. Больше они не общались.
Если попали в такую ситуацию, анализируем и делаем выводы
Совет даю всегда один и тот же - выстраиваем личные границы.
Если вы понимаете, что человек вами манипулирует, прекращаем давать ему поводы для этого. Всё очень просто!
Либо прямо говорим, что ничем помочь не можем. Для этого нужна смелость и уверенность. Многие так не могут.
Тогда второй вариант!
- Просит? Отказываем вежливо, его же словами: "Дела, дела, дела, пойми, дела!" и бегом!
- Настаивает снова при следующей встрече, улыбаемся, говорим, что дела ещё не решены, времени пока нет, может ещё подождать, авось освободится время... когда-нибудь :)
- Если уже агрессирует и требует, осаждаем моментально, что ничем помочь не можем, объясняли же, что заняты, какие ещё вопросы?
- Когда-то читала в комментариях про особо наглых, кто отслеживает за мастером и говорит, что за это время он себе что-то сшил или на заказ, как же так, если времени не было?
Отвечаем просто: эти заказы были выполнены за оплату, значит это РАБОТА. Про себя, ну нельзя про себя любимого забывать, ходить в чём-то нужно.
Единственно исключение - действительно доверительные и деловые отношения, когда вы знаете, что вам помогут в ответ, пусть и в другой сфере. Некоторые работают с друзьями "дашь-на-дашь", если это происходит без обмана. Такие примеры мне тоже писали.
Но лучше, чтобы избежать обид, либо реально делать за деньги, может скидку предложить, как знакомым. Либо никак.
Соответственно, вы к этому человеку обращаетесь точно на таких же условиях.
Бесплатно или за яблочко можно что-то сделать только тем, кому вы реально хотите сделать приятное, знаете, что человека это порадует, он с вами вежлив, не предъявляет претензий. Но и вы в ответ ничего не ждёте. Это просто от души.
Однако, будьте готовы ко всему, если взялись...
И делайте фотографии в процессе, хотя бы для себя. Объясняйте всё человеку очень подробно, согласовывайте как коммерческий заказ, лучше всё записывайте, обсуждайте эскиз.
Если вдруг вы получаете претензии за работу, которую выполнили бесплатно, не спорьте и не оправдывайтесь
Вообще не старайтесь ничего доказать, просто напомните, что взялись за работу бесплатно! Поэтому ничего и не должны.
Не получилось то, что хотелось? Значит не поняли друг друга. Бывает.
Если просят деньги за свою супер-пупер-ткань, которую вы якобы "испортили", то объясните снова, что вы работали бесплатно, за работу никто не платил, значит всё компенсировалось. Ткань вам передали, вы не похитили ее :) Ведь вы потратили своё время на пошив и примерку! А обычно это стоит столько-то. Поэтому ничего не должны.
Ни в коем случае не вступайте в конфликт, никого ни в чём не обвиняйте, сохраните самообладание и мысленно поблагодарите за опыт. Просто перешагните и идите дальше.
Если вам важно мнение окружающих, ситуация произошла в коллективе, среди родных или в компании, расскажите всё как было с вашей стороны лишь один раз. И максимальному числу людей, чётко и ясно, не давая негативных оценок. Не вступайте в сплетни или козни, что бы там ваш "клиент" не говорил. Люди увидят, кто как себя ведёт, время покажет, кто прав, а кто привирает. Это отражено в прикреплённом комментарии в начале.
Радуйтесь, что увидели истинное лицо человека в такой ситуации, а не более сложной и серьезной. Ничего важного для себя ему не доверили, ничего не потеряли.
Благодарю за внимание.
С вами была Яна Левашова.
Ставим лайк, подписываемся на канал, и пишем, что думаем по этому поводу!
Рассказывайте интересные истории из своей жизни.
Шьёте или вяжете кому-то бесплатно?
____________________
Подробнее о моей работе: https://www.livemaster.ru/yana-levashova