Найти тему

ТРИЗ: возможно ли развить изобретательские навыки? Часть 2

В прошлой статье мы начали разговор о теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанной советским инженером и писателем Генрихом Альтшуллером первоначально для нужд промышленности. Казалось, что с помощью ТРИЗ можно легко и просто обучить людей изобретательству; но на деле всё оказалось далеко не так. Взрослые люди с большим трудом обучались новым и непривычным для них методам ТРИЗ (тем не менее, нужно отметить, что во модифицированном виде ТРИЗ сегодня успешно используют многие международные корпорации - Самсунг, Тойота и др.). К концу жизни в идее быстрого внедрения ТРИЗ в жизнь разочаровался и сам Альтшуллер; он писал о том, что учить его разработкам нужно не взрослых инженеров и даже не студентов, а детей, - именно им окажется проще всего воспринять необычные способы решения изобретательских задач. Но, поскольку для малышей это может оказаться слишком сложно, то, возможно, ТРИЗ стоит учить прежде всего родителей, - таковы были идеи Альтшуллера. А в 1987 г. вышло первое издание его книги "И тут появился изобретатель", в краткой форме рассказывающей от методах ТРИЗ и адресованной младшим школьникам. Книга выдержала несколько переизданий, но бестселлером так и не стала, а теорию Альтшуллера на постсоветском пространстве забыли на несколько десятилетий.

И вот сейчас мы возвращаемся к идеям ТРИЗ, причем прежде всего, как и завещал автор, им обучают детей. Что же из себя представляет ТРИЗ?

Представим себе, что нам нужно решить некую проблему, причем раньше мы с ней не сталкивались. Можно, конечно, идти методом проб и ошибок, - рано или поздно нужное решение найдется. А можно не тратить силы и время и вместо этого попробовать творчески применить один из уже существующих алгоритмов решения. (Напомним, что автор первоначально разработал около 40 таких приемов, но в педагогической практике сегодня используются не все из них). При этом какого-то единственно правильного ответа на задачу не существует, - главным критерием является возможность применения полученного решения на практике.

Вот примеры возможных постановок ТРИЗ-задач для детей:

- Как помешать медведю сломать теремок?

- Как выключить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко?

- Как порезать хлеб без ножа?

Для того, чтобы найти решение, необходимо понять лежащее в основе задачи противоречие - это одно из основных понятий ТРИЗ. Хлеб должен быть разрезан на ломтики одинакового размера, но при этом без ножа, - вот вам самое простое противоречие из последней задачи. А способов это сделать может быть великое множество. И чем больше их, пользуясь алгоритмами ТРИЗ, способен придумать ребенок, тем более велика вероятность, что он не растеряется и в реальной жизни, когда нужного предмета не окажется под рукой. Но не только: методы ТРИЗ помогают развить творческое мышление в целом. Да, как это ни странно, теория Альтшуллера стоит на двух разных китах: уже готовые алгоритмы и умение их креативно применять.

Ещё больше интересного о ТРИЗ вы узнаете в следующих статьях. Оставайтесь с нами!