Найти тему

«Ведь это ленинградский наш трамвай…»

18 января,  для жителей северной столицы значительная дата-день прорыва блокады Ленинграда. Может, не все знают, что единственным видом  общественного транспорта, который работал в  осажденном городе, был трамвай (по злой гримасе судьбы, именно с трамвайными маршрутами в 90-е-2000-е годы особенно рьяно боролись городские власти в ходе  очередной транспортной реформы ). Тем интересней свидетельство очевидца о том,  каким способом обеспечивали работу трамваев в те тяжелые блокадные дни.

Ленинградский физик Лев Сена, переживший блокаду и принимавший участие в подготовке тяговых подстанций к пуску трамвая, вспоминал:

 "Электросварки у нас не было, да мы и не умели ею пользоваться. Разобрать трубы, нарезать новую резьбу у нас, дистрофиков, не хватило бы сил. Мы придумали необычный способ ''лечить раненые места''. На свои деньги покупали в аптеке резиновые бинты, которыми обычно бинтуют связки спортсмены, мазали трубу суриком, которого, к счастью, было достаточно, наматывали на это место бинт, снова мазали суриком, а сверху туго заматывали так называемой прочной киперной лентой. Сверху - снова суриком. Этот способ лечения себя полностью оправдал... Так было восстановлено водяное охлаждение на большинстве подстанций: Клинской, Центральной, Некрасовской, Лесной и других...".

-2

Уже в 1980-х годах , когда на многих городских  подстанциях меняли трубы водоснабжения, слесари были  весьма озадачены странными "заплатами на трубах", надежно закупорившими прорехи более сорока лет.

(по материалам «Российской газеты»)