RUN THE JEWELS - ANGEL DUSTER / чего стоят штрихи
Есть такая байка про Пикассо - что сидел он как-то в кафе, уже в старости, попивал кофиёк и попутно рисовал что-то на салфетке. Женщина, сидевшая рядом, то ли узнав художника, то ли восхитившись красотой рисунка, подошла к нему и попросила дать ей этот рисунок. Мастер сказал, что готов отдать рисунок за довольно внушительную сумму. Женщина опешила и сказала: "Почему так дорого?! У вас же ушло на это всего десять минут!!" На что Пикассо ответил: "нет мадам, у меня ушло на это 60 лет".
Видя или слыша что-то красивое, восхитившись чем-то, мы, чаще всего, не знаем, какой опыт, какая череда событий стоит за какой-нибудь, порой, не самой значительной деталью. А это очень любопытно.
Дуэт Run The Jewels - явно те, кто задали рок в этой дыре (даром, что там никаких гитар) и раскачали нас своей рэпчиной в 10-ые. Просто бескомпромисная машина по производству бэнгеров. Альбом Run The Jewels 2 - так и просто сборник бэнгеров, пожалуй, вообще без проходных песен - хит на хите.
Виной тому Джейми Мелин, он же El-P - не только половина группа, но и продюссер всего этого их умопомрачительгого музла. Вот взять к примеру песню Angel Duster, она последняя на Run The Jewels 2:
Холодная и бескомпромиссная, она, как локомотив сквозь снег в ночи, неумолимо едет вперёд. И вот в самом конце, когда уже доведено до предела, все слова отчитаны и обойма пуста, пропадает звук. Но это не конец, это "яма", из которой вынирывают сначала ноты струнных и тянут за собой обратно весь бит и невероятно кайфовое джазовое соло на клавишах. Эта партия, в меру логичная, в меру спонтанная, совершенно не повторяющаяся, полностью отпускает вожжи. Езжайте на все 4, так сказать. Удивительная такая вишенка на торте как песни, так и всего альбома - вместе с этой партией он уходит в тишину.
Но еще задолго до RTJ, El-P был невероятно амбициозным продюссером и композитором. Который ставил для себя непонятные, да и неподъёмные для своей среды цели. Начать с того, что он основал и долгое время держал лейбл, на котором собрал просто огромную кучу талантливых андеграундных интеллектуальных рэперов (имена Aesop Rock и Cannibal Ox вам о чём-нибудь говорят? Желаю всем юношам пройти через это!), дав, пожалуй, единственную такую большую площадку для свободного от клише альтернативного рэпа. Да к тому же половине своей шайки-лейки он ещё и минуса писал.
Вообще El-P очень горел музыкой, настолько хотел в неё выиграть, что пытался разобраться и научиться всему, что самому нравиться слушать. И так среди своих песен, и музыки для коллег по цеху он берёт и записывает... джаз-альбом?!?! Шта?
Да, Джейми поставил себе цель, и написал альбом с джазом, таким, каким бы хотел его слушать. Сам он не играл, но он полностью написал всю музыку (композитор, мазафака!) пригласил джаз-бэнд, заставил их сыграть все эти ноты так, как надо именно ему (продюссер, мафака!), а потом и свёл всё это, тоже сам (звукорежиссёр, мафака!)
Кстати, довольно забавно, если вы слышали сольные песни El-P или песни RTJ, услышать совершенно характерные для его песен ударные в Sunrise Over Bklyn:
Вот так, чтобы пригласить кого-то сыграть партию в Angel Duster, которая звучит ИМЕННО так, Джейми написал и записал с десяток джазовых песен. А еще кто знает, сколько писал и выкинул. А еще кто знает, сколько джаза он в своей жизни слушал.
Так что не бывает тяп-ляп, дамы и господа, даже если со стороны кажется, что ничего сложного.