Найти тему
Открытая семинария

Советский писатель-фантаст Владислав Крапивин предсказал попытку "всеобщей индексации... чудесным раствором"

Владислав Крапивин
Владислав Крапивин

Казалось бы, ну что еще не сбылось (кроме пресловутых космических перелетов) из того, что мы, советские дети, читали в произведениях советских и зарубежных фантастов? Я помню, как читал, к примеру, Беляева, и меня будоражила мысль о доступной видео-связи. Выполнили и перевыполнили, как и другие фантастические проекты.

Но вот сегодня читательница Светлана напомнила мне: "Вспоминается повесть Крапивина "Гуси гуси га-га-га" про недалекое будущее и всеобщую "индексацию " людей " чудесной жидкостью" под предлогом стабильности и всеобщего счастья."

И мне сразу вспомнился мой любимый детский писатель-фантаст Владислав Крапивин. Вот выдержка о нем из Википедии:

Владисла́в Петро́вич Крапи́вин (1938 - 2020, Екатеринбург) — советский, русский детский писатель, поэт, сценарист, журналист и педагог. Лауреат Премии Ленинского комсомола (1974) и Премии Президента Российской Федерации (2014).

-2

Напомню немного сюжет этого произведения. Герой произведения - Корнелий Глас (имя выбрано не неслучайно) - по жестоким и несправедливым правилам все более тоталитарного государства должен быть казнен. В ожидании исполнения чудовищного приговора он знакомится с ребятами из тюремного интерната, которые рассказывают ему старинную сказку о легендарной земле, где можно спастись от беды...

Поняв, что это не вымысел, Корнелий решается бежать, взяв с собой новых друзей. От Петра, настоятеля древнего Храма, он узнает предание о великих Хранителях вечных Законов Вселенной, учителях и защитниках всего мира. Вера, преданность, надежда и мужество ведут к ним; любовь, ответственность, бесстрашие и самоотверженность ведут от них — чтобы помочь тем, кто остался…

Дедушка Владислава - Петр Крапивин - действительно был настоятелем древнего храма, и даже при советской власти им оставался.
Дедушка Владислава - Петр Крапивин - действительно был настоятелем древнего храма, и даже при советской власти им оставался.

А в центре произведения - новая система контроля над человечеством - вводимая в человека в форме угола определенного раствора, который государство пытается всем вколоть, начиная даже с детей. Вот отрывочек из этого интересного произведения:

"О, индексы! Величайшее изобретение, положившее начало эре стабильности!

Сперва были просто браслеты с излучателями. Хочешь – носи, хочешь – сними и спрячь. Потом браслеты стали обязательными. И никто не возражал, кроме небольших групп экстремистов, привычно вопящих о свободе личности (такие находятся во все времена во всякой стране, когда речь заходит о всеобщем благе). А лет за тридцать до рождения Корнелия Гласа вместо браслетов была введена всеобщая индексикация. Новорожденному вводили в левое запястье раствор стимулятора. Эта чудесная жидкость (о ней первое время даже поэмы писали!) вступала в контакт с организмом и вызывала постоянное биоизлучение. Причем характеристика излучения у каждого человека была неповторима, как рисунок на коже пальцев.

-4

«Борцы за свободу личности» опять подняли крик, и, уступая им, демократическое правительство объявило, что каждая семья сама вправе решать: делать ребенку индексикацию или снабдить его браслетом. Но вскоре об этом решении просто-напросто забыли. Родителей, не согласных с индексикацией, было столь ничтожное число, что не стоило их принимать во внимание. А со временем они перевелись вообще.

Да и какой нормальный человек станет спорить с собственным счастьем и счастьем детей? Индекс – это основа жизни. Это сумма изначального обеспечения и государственной страховки, положенная тебе от рождения. Это постоянный медицинский контроль. Это ненадобность всяких документов."

-5

Выводы

Крапивин, как это свойственно редким фантастам, сумел увидеть не только те механизмы, которые задействованы в борьбе добра и зла (в том числе тоталитарные инъекции для полного контроля), но и, как человек верующий, он верил в конечную и неизбежную победу добра над злом. Он знал Библию, которой его научил еще дед, православный священник. Знал он, как всякий советский человек, и учение Маркса, согласно которому капитализм, дойдя до своей последней фазы (империализм) должен будет превращать людей в роботов и цифры, полностою контролировать и произвольно уничтожать своих рабов. Вот Крапивин и отразил, как фантаст, механизмы "загнивания империализма".

Фантасты слишком много идей подали злодеям, слишком много... И вот как интересно: злодеи ухватились за них и гнут, и гнут людей все ниже, сводя человека на уровень нужной или ненужной цифры. Но и люди доброй воли хорошо себе усвоили (или должны были усвоить) другую важную вещь: добро побеждает зло! Так нас учили!

Ну, вот как нам, выросшим с верой, надеждой и любовью - со всем этим расстаться? Возможно ли? Но, вот, большинство отзывов, которые приходят на мои статьи, можно передать так: "Ха! Все равно нас скрутят в бараний рог, поимеют и уничтожат". Все. Люди сдались. Да и возможно ли несмотря на попытки установления цифрового концлагеря и инъекций, промывания мозгов и запугивания, оставаться свободным человеком и верить в победу добра над злом? Если в тебе еще есть что-то человеческое (Высоцкий В.С.) "значит, нужные книги ты в детстве читал". Верую, Господи!