Найти тему

О том, как оно там, в грязи кладбищенской...

На повестке для Мартин О’Кайнь и его роман "Грязь кладбищенская". Классика ирландской литературы, написанная аж в 1949 году и представленная российскому читателя в 2020-ом издательством "Corpus".

Когда она вышла, я сразу обратила на неё внимание и включила в свой обзор самых интересных новинок. Но, как оно часто бывает, внимание переключилось на другие книги и игровые мобы, и "Грязь кладбищенская" затерялась в длинном списке "Хочу прочитать". Но пришло её время, попалась она мне в одной из игр на ЛайвЛибе, вспомнилась. И вот она прочитана. Что же тут сказать... Это очень странная подача темы и её раскрытие. Здесь сплошная беседа огромной кучи персонажей, каждый из которых друг друга постоянно перебивает и гундит о своём. А там и сплетни. А там и дальше пошло. Короче, расскажу об этом иначе. И не могу не обратиться к персонажам, ибо достали.

Иллюстрация взята с сайта издательства https://www.corpus.ru/
Иллюстрация взята с сайта издательства https://www.corpus.ru/

Как вы мне все надоели! На-до-е-ли! Аж в печенках сидите. Нет, это ж надо устроить сущий базар там, где вроде как обещан вечный покой. Вы, кажется, совсем забыли, что померли. Надоели. И ты, Катрина Падинь со своей завистью и ревностью, со злым языком своим и неудовлетворенностью от того, что всё не так, как тебе хотелось бы. А я то думала, что ж ты так к сестре-то родной. А тут вон чего - мужик. Жадности с завистью в тебе предостаточно, но прежде всего всё ж мужик. Увела сестричка. Вот и не можешь принять сей факт всю жизнь, вот и изводишь всю родню, вот и соревнуешься с Нель на всех фронтах, не успокаиваясь даже в грязи кладбищенской. Ой, сколько слов! Ой, сколько причитаний! Жаль не лопнула в конце концов от того, что обскакала тебя сестрица, а сопокойнички, лежащие с тобой, даже здесь от тебя отвернулись.
А ты, Нора Шонинь? Культура, говоришь? Да что ты культурой-то называешь? Куда тебе, ограниченной, до настоящей культуры. Подмена понятий, но как же хочется выдать желаемое за действительное, да? Но натура-то вот она, во всей красе, всё те же сплетни да склоки.
А вы, кумушки, Бридь Терри да Бидь Сорха? Всё бы маслица в огонь подлить.
А Вы, многоуважаемый Учитель, вроде нормальным человеком считался, а вот поди ж ты, тоже туда же, женушка живая со своей личной жизнью покоя не даёт. Посмела же снова замуж выйти. Спокойствие, Учитель, спокойствие. Прав Билли-почтальон, два хвоста вы с ним, два хвоста одной собаки. Но как же смириться-то?
Да кого тут только нет и все вещают, и не заткнешь же. Все "хороши". Все трещат да трещат и каждый о своем, и нет бы что-то хорошее вспомнить. Куда там. Всё друг дружке припомнили, всем кости перемыли. И даже Труба Кладбищенская постоянно вещает пространные речи о тленности бытия и торжестве смерти и тоже орёт, что глас её должен быть услышан. Но кто услышит-то? Все собой заняты и склоками своими. Надоели!

Иллюстрация взята с сайта издательства https://www.corpus.ru
Иллюстрация взята с сайта издательства https://www.corpus.ru

Ох. Потрясающая сатира на общество ирландской глубинки сороковых годов, что проецируется на весь социальный пласт. И форма подачи очень своеобразная, уникальная, можно назвать это оригинального вида драматургией, но без описания сцен и действия. Зато действующих лиц с избытком, так как все, кто был похоронен на данном кладбище, имеют, что сказать. Да и какие тут сцены могут быть, когда все лежат в грязи кладбищенской не в силах что-либо изменить. Самого действия нет. Оно не здесь, оно не под землей, а над. И все новости только от вновь прибывших, которых практически пытают на предмет, как же там тот или другой. Особенно Катрина старается, не унять бабу, ведь даже в гробу от того, что у кого-то что-то лучше, чем у неё, зудит всё да во всех местах у дамочки. Да хоть бы и крест, что никак не поставят. Повторюсь, отличная сатира, вот только устаешь от этих дрязг, склок, сплетен, поливания друг друга грязью, припоминания старых грешков слишком быстро. Да и нить большей части разговоров удержать крайне сложно, так как перебивают друг друга постоянно и каждый несёт и несёт что-то своё. Что при жизни, что в смерти, никому нет дела до самого человека, только повод ищут, в чем бы ещё обвинить да что ещё припомнить. Все современные "баталии" в интернетах меркнут перед тем, что творится здесь. Вот в грязи кладбищенской срач так срач!

Может показаться, что здесь напрочь отсутствует сюжет. Но это не совсем так. Он есть. Просто он спрятан за нескончаемым гвалтом покойничков. Но там, наверху, жизнь продолжается и за историей семьи сестер Падинь мы всё же можем проследить, собирая сведения от новоприбывших о том, как же складывается у всё ещё ходящих под солнцем, как наследство будет разделено, как Нель добьётся процветания, чем история с полосой земли Томаса Внутрях закончится. Да и чем там живут наверху, как у других всё сложится, как кто будет пойман и наказан, какие перемены придут, тоже узнаем. Вот только репортеры у нас сомнительные, ведь каждый рассказывает так, как он это видит. Поэтому какие-то однозначные выводы о происходящем наверху, о том, кто есть кто и чего на самом деле стоит, сделать крайне сложно. Вопрос в том, кому и чему из рассказанного ты веришь.

Зато здесь четко вырисовываются типажи людей из глубинки и картина обычной жизни простого ирландского люда. Такая себе картина. Но с другой стороны, ведь так и жили. Да и сейчас живут. Глядя, что у кого за забором, суя нос не в своё дело, приворовывая у соседа, выискивая выгоду и меряясь пиписьками, уж простите мне эту весьма популярную аллегорию. Но уж что есть, то есть.

Ну и в заключение цитата из рецензии в "Sunday Times", которая превосходно передаёт суть романа:

Насыщенный, поэтичный, сумрачный комический шедевр... восхитительно привольный гимн всему, что есть гнусного в человеческой природе.

Читать ли? О, в данном случае, решать только вам. Я, если что, предупредила.))