Не надо сразу писать в комментариях, что это чушь, потому как «Урал» и вездеход – это единое и неделимое. Лучше взгляните на то, что говорит сам автозавод, и какие планы по авто на 2022 год он озвучивает. И если проанализировать все вышесказанное, то картинка складывается совсем неоднозначная.
В 2021 году АЗ «УРАЛ» изготовил 8700 грузовиков, что на 400 единиц больше, чем в 2020-м. Причем 1600 машин ушло на экспорт. А это более 18% всего выпуска! Уточню, что в страны СНГ реализовано всего 500 машин, а все остальное отправили в дальнее зарубежье. Кто там сказал, что наша техника никому не нужна?
К сожалению, на основании статистики совершенно невозможно составить ясную картину, что именно пользуется спросом у покупателей. За прошедший год в плане индексации ничего не изменилось, и предприятие, как и раньше, огромную часть модельного ряда маркирует как Урал-4320. Под этим индексом скрываются и старые «капотники», и «бескапотники», и поколение NEXT, и даже перспективный «Мотовоз-М».
Можно только констатировать, что более половины всех выпущенных автомобилей маркируются как «4320».
На втором месте по выпуску числится чисто гражданское шасси Урал-5557, которое активно используется в качестве носителя под различные надстройки. Оно также предлагается с тремя типами кабин (старая капотная, бескапотная, NEXT).
А вот другие модели бескапотных вездеходов, такие как Урал-6370 или Урал-5323, большим спросом похвастаться не могут: их счет идет на десятки штук в год. Негусто.
Тем не менее, завод уже обозначил в планах на 2022 год выпуск 9400 единиц техники, в том числе 4800 грузовиков Урал NEXT. Из общего выпуска 2000 автомобилей должны пойти на экспорт. Причем количество поставок в СНГ не увеличится – весь прирост за счет Африки и Юго-Восточной Азии.
Вроде все ясно – кругом полный привод. С чего вдруг появились мысли, что завод будет от него уходить?
Три года назад АЗ «УРАЛ» возобновил выпуск машин с колесной формулой 6х4. И все это время он боролся со сложившимся стереотипом об Урале-вездеходе. Ибо все те, кому нужна была машина для нормальных дорог, обходили продукцию из Миасса стороной.
Только в прошлом году дело сдвинулось с мертвой точки, и на Уралы 6х4 стали обращать внимание. Кузовостроители даже адаптировали к дорожному шасси несколько надстроек.
Да и сам завод пересмотрел свою стратегию рыночного позиционирования. Вы обратили внимание, что весь стенд автозавода в павильоне на выставке COMTRANS’21 занимали «бескапотники» 6х4 в различных исполнениях? А это потому, что именно на это семейство АЗ «УРАЛ» и делает ставку в ближайшем будущем. Как-никак, здесь даже кабина стоит «своя» - в смысле, что производится на заводе, а не закупается на стороне, как для семейства NEXT.
Впрочем, на заводе прекрасно понимают, что просто взять и перейти из одного сегмента в другой не получится. Потребуется значительный период времени, пока дорожные версии Уралов обоснуются на рынке грузовиков 6х4. А до этого момента вездеходы Урал NEXT и Урал-М будут составлять основу модельного ряда.
Да, если взглянуть на видео, которые сейчас массово выкладывают с северных трасс, то возникает вопрос: а где Уралы-то?! Кажется, что они просто растворились на фоне КАМАЗов. Но зато военные отказываться от миасских вездеходов пока не собираются. Более того, только за последние годы завод сделал для армейцев семейство «Мотовоз-М», тяжелые «Торнадо» и даже представил современный аналог «шишиги» с соответствующим индексом - Урал-66.
Да и потом, даже несмотря на желание автозавода сместиться в дорожную нишу, выпуск полноприводников не прекратится. Иначе у предприятия просто не получится выйти на анонсированную цифру выпуска 14000 грузовиков в год к концу пятилетки.
А еще, для лучшего понимания ситуации на АЗ «УРАЛ», хотелось бы упомянуть и перевооружение его производства.
Если кто-то не в курсе, то мосты для всех дорожных и всех тяжелых внедорожных моделей УРАЛ закупает в Китае. Но на данный момент заводу одобрили кредит для постройки собственного производства передних осей и ведущих мостов. По плану оно должно заработать совсем скоро, в 2023 году.
Это позволит предприятию выпускать 13 модификаций мостов для автомобилей и еще 20 для строительной техники. Ведь в группе компаний, в которую теперь входит «Урал», есть еще производитель экскаваторов «ТВЭКС» и производители грейдеров «Брянский Арсенал» и ЧСДМ, которым отечественные мосты также ой как нужны!
Более того, предполагается, что уже к 2025 году на заводе смогут выпускать 19000 мостов для грузовиков и 5000 для ДСТ. А в теории, производство сможет ежегодно обеспечивать мостами до 35000 «трехосников». Был бы спрос.
В целом же АЗ «УРАЛ» собирается влить в модернизацию производства более 3 млрд. рублей. Так что поневоле поверишь во все грандиозные планы, которые автозавод озвучивает…