Для любого медучреждения закупка специального оборудования предполагает большие материальные затраты. Чтобы вложения окупились, а приобретенная техника была качественной и отвечала требованиям специалистов, важно учесть не только характеристики продукции и ее стоимость, но и затраты на обслуживание, надежность поставщика и ряд других критериев. Все это поможет в дальнейшем избежать серьезных ошибок.
Типичные ошибки
Ошибка №1: игнорировать мнение практикующего врача
Главврач — в первую очередь управленец, и далеко не всегда может оценить нюансы работы узкоспециального оборудования, в отличие от специалиста-практика, знающего специфику техники, т.к. он использует ее в своей работе. С другой стороны, вопросы о закупках часто решаются на уровне Управления закупками или департаментов здравоохранения, а сам руководитель государственного медучреждения обязан действовать в рамках Федеральных законов о закупке (44-ФЗ и 223-ФЗ), регламентирующих возможность выбора.
Что повлечет?
Отсутствие важных дополнительных функций, которые необходимы специалисту для эффективной работы.
Ошибка №2: приобретать технику «под специалиста»
Другая крайность — покупать для учреждения оборудование по «заказу» конкретного сотрудника, т.к. даже профессионалы высокого уровня в области медицины не всегда разбираются в новых технологиях. Кроме того, сотрудники меняются, и у другого специалиста могут быть свои требования, но это вовсе не значит, что медучреждение обязано обеспечить каждого новой техникой.
Что повлечет?
Неэффективное использование оборудования.
Ошибка №3: учитывать первичные вложения, не принимая в расчет стоимость обслуживания
Порой руководители медицинских учреждений или ведомств стремятся приобрести лучшее, а значит и самое дорогостоящее оборудование. При этом не учитывают, что стоимость владения (сервис, запчасти, комплектующие, расходные материалы и т.д.) также будет высокой.
Что повлечет?
Неэффективное использование средств из-за невозможности пользоваться оборудованием: расходы на обслуживание могут оказаться непосильными для учреждения и по этой причине техника не будет востребована.
Ошибка №4: ориентироваться только на низкую стоимость владения
Это также ошибочно: конечно, оборудование с дешевым сервисом может быть невысоким по цене, но оно не будет обладать полным функционалом либо окажется низкого качества.
Что повлечет?
Финансовые потери: придется регулярно тратить средства на восстановление либо приобрести новое соответствующего качества, т.к. обновить функционал под постоянно растущие требования отрасли на таком оборудовании бывает невозможно.
Ошибка №5: заключение контракта с недобросовестным поставщиком
Недооценка этого риска также нередко приводит к серьезным проблемам. Такой поставщик может задержать доставку оборудования или комплектующих, предоставить некачественную или не соответствующую требованиям клиента технику и т.д.
Что повлечет?
Финансовые потери, простой оборудования, невозможность своевременно и качественно оказывать услуги пациентам, что может привести к трагическим последствиям. Например, по данным FDA (Федеральное управление США по надзору за качеством продуктов питания и лекарственных средств), представленным несколько лет назад, только в США за десятилетие было зафиксировано более 1,7 млн травм и около 83 000 случаев с летальным исходом, в том числе из-за некачественных медицинских устройств или оборудования.
Как избежать ошибок
Прежде, чем принять окончательно решение о покупке оборудования, необходимо:
- провести всесторонний анализ: предварительно собрать информацию о том, какое оборудование, отвечающее требованиям, перспективам развития и финансовым возможностям организации, есть на рынке, какие компании занимаются его поставками;
- изучить отзывы коллег, которые уже используют интересующее вас медоборудование;
- получить консультацию у экспертов — производителей технологий, специалистов-медиков, поставщиков;
- выбрать компетентного и проверенного поставщика, который не только подберет вариант с учетом всех ваших требований, но и обеспечит обучение для специалистов, без которого они не смогут эффективно использовать весь функционал техники.
Очень важно принимать решение на основе полученных сведений и исходя из тех целей и задач, которые стоят конкретно перед вами и вашими специалистами. Например, проводить благодаря этому оборудованию уникальную диагностику или операции, чтобы привлечь новых клиентов и увеличить KPI и т.д.
Итак, при выборе оборудования необходимо:
- четко сформулировать цели: ради чего и для решения каких вопросов необходимо оборудование;
- определить бюджет, который медучреждение или медицинское ведомство готово потратить на приобретение техники, а также на стоимость владения в будущем;
- проверить надежность поставщика и стоящего за ним производителя: репутацию, качество работы на основе отзывов тех, кто уже воспользовался его услугами и эксплуатировал технику.
Потому что главная задача клиники — предоставлять пациентам качественное и безопасное лечение. И цели, которыми руководствуются главы медицинских ведомств на всех уровнях, в идеале должны приводить именно к этому. Оборудование — всего лишь вспомогательный инструмент, способный либо помочь в их достижении, либо стать препятствием, не давая возможности развиваться, реально улучшать показатели деятельности медучреждения. Что в результате может привести не только к финансовым потерям, но главное — к тому, что пострадают пациенты. Поэтому так важно не допустить ошибок в управлении этими процессами.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше!
Поделитесь своим мнением в комментариях: совершали ли вы подобные ошибки?