Найти в Дзене
светлана зацепина

Воспоминания современников о старых афинских кафе

Оглавление
В 1834 году Афины становятся столицей Греческого государства и начинают восстанавливаться из руин. Колорит Востока гармонично сочетается с атмосферой Запада, город растет, пропорционально ему растет население. В этом «sui generis» симбиозе – старого и нового - Афины сохраняют свои прежние привычки и приобретают новые - ранее неведомые. Потому первыми объектами, которые строятся сразу же после жилых строений в городе, были кофейни с "европейским вкусом".

Краткая история вопроса

Кафе (по греч. кафенио) - место, знакомое и милое всем грекам еще со времен античности, ведь современные кафе обязаны своим появлением так называемым «θερμοπώλια» (от др.-греч. θερμός «тёплый» и πωλέω «продавать") на древнегреческой Агоре. "Там обыкновенно подавали горячую еду и вино, пряности. Предлагаемые блюда были очень просты: горох, бобы, чечевица, также подавалось вино, смешанное с горячей водой. Посетители ели стоя" - уточняет Википедия. Потому существует еще одно название у этих мест "στεκιа" (греч. στεκει означает "стоять"). Потом уже, когда появился напиток кофе (турец. kafve) и кофейни (самая первая в Венеции), возникло и третье название "καφενειο", то есть кофейня. Поговорим о них, ладно!

Со времен короля Оттона кофейни с "европейским вкусом и без него", а также кондитерские и рестораны становятся новым местом встреч, развлечения и одновременно с этим культурным местом времяпрепровождения и не только. Там пили кофе, кушали пирожные, получали удовольствие от завтрака, читая европейскую или редкую местную газетку, кушали обеды, угощали друзей, курили кальян и обсуждали политику, а в некоторых собирались заговорщики и смутьяны.

Рыночное кафе

Самое первое в истории Афин кафе - Καφενείον της Αγοράς, что в переводе с греческого означает "Рыночное Кафе", существовало задолго до воцарения первого греческого короля Оттона при османах в помещении Библиотеки Адриана – рядом с башней с часами, подаренными городу еще графом Элгином.

На фото на переднем плане - Башня Ветров, слева от нее вдалеке - один из редких кадров - башня с часами Элгина. Граф Томас Элджин (тот, что занимался вывозом из Греции артефактов) в 1814 году подарил Афинам большие часы, которые были помещены на квадратную башню в центре рыночной площади Афин. На них была надпись:

Thomas Comes De Elgin
Athenien. Horol. D. D.
S. P. Q. A. Erex. colloc. A. D. MDCCCXIV

Надпись расшифровывается так: «Томас, граф Элгин подарил эти часы афинянам, а народ и демос Афин воздвиг и установил здесь башню в лето Господне 1814».

Башня простояла в целости и сохранности семьдесят лет, но в ночь с 8 на 9 августа 1884 года рухнула от пожара, разрушившего рыночную площадь тоже. Однако, "Рыночное Кафе" вновь открывается, когда в Афинах восстанавливается относительный порядок после Революции 1821 года: жители возвращаются в свои дома и должны где-то есть. В то кафе приходили люди среднего и низкого социального класса, которые на рынке работали или делали покупки, там даже проводили свободное время.

-2

Кафе Европа

"Самое элегантное кафе Афин" по словам очевидцев открылось примерно в то же время,  в самом центре греческой столицы (на улице Эолу), напротив церкви Агиа Ирини. Одна богатая француженка - миссис Робер, основала то роскошное кафе. Когда ее отец, француз филэллин Робер, был убит турками во время второй осады Акрополя в декабре 1826 года и прослыл героем гомеровских эпосов. В "Европейском Кафе" впервые в Афинах появился бильярд, и оно процветало, пока не открылось по-соседству "Καφενείου της Ωραίας Ελλάδος». О царящей в том кафе атмосфере поведал французский историк, путешественник Ж.А. Бюшон (1791-1849). Вот, что он написал:

"Рядом с магазином в турецком стиле, в котором торговец сидит на корточках по обычаю, играя бусинками своих четок, можно встретить кафе во французском стиле с бильярдом из красного дерева. Возле двадцать мальтийцев сидят на улице, ожидая, когда их наймут, внутри греки в белых сюртуках и в расшитых золотом жилетках курят свои длинные трубки, в то время как другие греки, одетые по-франкски, попивают из бутылок пиво, покуривают сигару или сигарету и обсуждают по-французски новости парижских газет. Одни носят греческую униформу с французскими ботинками, другие - французский сюртук с фустанеллой (юбкой) и греческими белыми чулками. Греческий, французский, итальянский, немецкий звучат одновременно, и обсуждение романа Бальзака прерывается патриотическим монологом о Крите, Омер-паше или Маврокордатосе".

Кафе "Прекрасная Греция"

В 1836 году итальянец по имени Санто Μπιρινταρέλλι основал легендарное кафе "Bella Grecia", переименованное со временем в "Прекрасная Греция" на пересечении улиц Эрму и Эолу. Это историческое место было центром политической жизни города в течение долгих 45 лет, с момента его основания до 1879 года, когда оно закрыло свои двери перед посетителями.

Великий датский сказочник Ганс Христиан Андерсен посетил Афины в апреле 1841 года и кофейню "Прекрасная Греция", в том числе, и отметил в мемуарах следующее:

"В Афинах есть несколько греческих и турецких кафе, а среди них новое итальянское, такое большое и элегантное, что произвело бы впечатление даже на жителей Гамбурга или Берлина. Здесь я увидел молодых греков в национальной форме настолько узкой, что у них наверняка есть синяки на ребрах. Они играли в бильярд, курили, носили перчатки и держали в руках лорнет. Это были настоящие греческие данди".

Кафе "Прекрасная Греция" через некоторое время становится пристанищем для прогрессивных, демократически-настроенных афинян. Кафе превратилось в логово анти-оттонианцев, и именно поэтому баварские солдаты и сочувствующие молодому королю греческие граждане часто вторгались внутрь и избивали завсегдатаев. Особенно тех, кто носил соломенные шляпы (скиады), так называемые скиадисты. В то время (1859-1861) любой, кто носил соломенную шляпу, считался анти-оттонианцем и мог быть жестоко избитым.

В кафе был сожжен экземпляр про-монархистской газеты "Элпис" в знак протеста против позиции правительства по вопросам внешней политики. Там 10 октября 1862 года начинается бунт группы революционеров, которые затем идут на площадь Синтагма и требует выселения короля Оттона. В том же кафе 30 октября 1865 года вновь начались выступления уже против Вильгельма Споннека, советника короля Георгa I, что привело к его немедленному смещению.

Картина Καλλενμπέρκερ (1835)
Картина Καλλενμπέρκερ (1835)

Французский археолог Эдмон после посещения Афин в 1852 году, отметил в своих трудах важность того кафе: "Министры знают, что их положение шатко, что ни одно правительство не просуществует достаточно долго, потому как "бузитеры" из кафе "Прекрасная Греция" каждое утро объявляют о формировании нового министерства".

В кафе часто бывали иностранцы, в основном дипломаты, послы, путешественники. Таким образом, это был центр информации. О текущей политической ситуации в Греции и в Европе можно было узнать именно там, поскольку в то время не было информационных агентств и газет.

В 1870 году на втором этаже здания, где располагалось кафе, действовал "клуб афинских торговцев", и через некоторое время в кафе заработала неофициальная народная финансовая биржа. Потому разного социального статуса люди толпились в кафе, с утра до глубокой ночи ели-пили, играли в бильярд, потом бузили "οι αετονύχηδες κορόιδευαν τον κοσμάκη" (!) из-за разразившегося скандала с акциями на Лаврийском серебряном руднике. То были последние дни славы и бесславия, которые переживала "Прекрасная Греция", так как в 1879 году кафе навсегда закрылось, но осталось в истории как одно из самых легендарных кафе Афин 19 века.

Кофейня Бунтарей

-4

Кофейня Бунтарей (по греч. аγωνιστών) работало на пересечении улиц Эолос и Митрополеос, в подвале дома героя греческой революции Дзавелла, с первых лет правления баварского короля Оттона (1834). В этом простоватом кафе-притоне с кальянами и крепким запахом восточных специй собирались греческие бойцы, которых оттеснили баварцы, вспоминали о годах борьбы за Независимость Греции и вынашивали мечту осуществить "Великую Мечту" (объединить всех греков). "Фустанеллофоры" (греки в национальных юбках), "вракадес"  (жители греческих островов в шароварах) рассказывали о своих подвигах, играли в шахматы, домино, но чаще в "солдатский преферанс" и упоительно мечтали, сидя в развалочку на стуле и куря длинный мунштук.

Кафе Хафтас

Участник борьбы за Независимость некий Джон Хафтас был одним из немногих среди своих коллег, кто получил хоть какую-то компенсацию за свои заслуги перед Отечеством: ему выделили участок земли в районе неоформленной тогда еще площади Омония. И в прохладном саду он открыл свое кафе, где собирались завсегдатаи: ностальгирующие по старым Афинам романтики, первые греческие демократы, анти-оттонисты и даже воинствующие революционеры. Однако, кафе долго не продержалось: закрылось из-за конкуренции в 1880 году.

Баварское кафе

С того времени, как баварцы приплыли к берегам Греции, прошло много времени, но они все еще жили в своем собственном закрытом сообществе и исключительно для себя создавали питейные заведения: сначала открыли кафе "Zum Gruner baum" (Зеленое дерево) на пересечении Ιερος Οδος с улицей Александра Македонского. Затем кафе "Pausilipum" строится на участке, на котором позже будет построен Политехнический институт, и в 1838 году было построено загородное на тот момент, но роскошное кафе-пивная "Филадельфия", столики которого расположились прямо между колонами храма Зевса Олимпийского. Свежайшее "живое" пиво в изобилии лилось в этих кафешках, открытых баварцами.

-5

Кафе Цурапи

Название кафе происходит от греческого слова "тσουραπι", что в переводе на русский означает  "чулок". Необычное название для кафе! Среди афинян ходит байка о том, как кафе получило свое название или скорее прозвище. Действительно, история кафе непосредственно связана с белыми шерстяными чулками. Это - неотъемлемый элемент мужской греческой национальной одежды, которые жена хозяина вязала, сидя снаружи кафе и никак не могла довязать. Этот процесс она намеренно или непреднамеренно (сейчас трудно сказать) продолжала и продолжала,  наблюдая внимательно по сторонам, пока противники Оттона обсуждали что-то внутри кафе. Когда она чувствовала опасность, то немедленно предупреждала "заговорщиков", которые "быстро линяли" через заднюю дверь! Слава данного кафе вышла за пределы района, и позже заведение с таким же названием появилось в Пефкакиа, район Ликавитоса.

Кафе Восточное - Заворити - Αϊ Λάιφ

Площадь Синдагма
Площадь Синдагма

Кафе Восточное (της Ανατολής), а позже Заворити (του Ζαβορίτη) имеет любопытную историю. Сейчас я вам ее расскажу. Прежде, надо сказать, что оно располагалось на площади Синтагма, а точнее на углу улицы Эрму на первом этаже дома Андреаса Коромилы, который был построен в 1850 году архитектором Панаги Калкосом, и работало кафе непрерывно до сноса здания в 1964 году.

Первоначально кафе принадлежало Василису Василиу и называлось "Кафе Восточное", в то время как Георгиос Заворитис работал водителем афинского парового трамвая, печально известного как "жоподробилка" (по греч. κωλοσούρτη) и был завсегдатаем того самого кафе. Между ними завязалась дружба и, поскольку оба были недовольны своей работой, они решили обменяться профессиями. Так, Василиу стал водителем трамвая, а Заворитис преуспел как управляющий того кафе, которому дал свое имя!

Затем кафе превратилось в кафе-кондитерскую и сменило название на «Αϊ Λάιφ», туда слетались "ночные бабочки" и афинская молодежь на знаменитые шоколадные пирожные по европейским рецептам, которые привозил из поездок заграницу предприимчивый Георгиос Заворитис. То место полюбилось многим, как наиболее удобное и красивое для знакомств и встреч! В то время кафе своими столиками закрывало почти всю плошадь Синтагмы, да и внутри было, действительно, шикарно украшено хрустальными зеркалами, бархатными малиновыми сиденьями и мраморными столами. Вот так!

Кафе того периода были неразрывно связаны с жизнью греков в пост-османскую эпоху и были центрами социальной и политической жизни Афин. Это были места, где происходили дискуссии людей искусства и интеллигенции того времени, местом сбора членов политических движений и культурного бомонда Афин. В кафе первых лет истории Греции доминировали исключительно мужчины.