Найти тему
15,1K подписчиков

ОПАСНОСТЬ ОТЧАЯНИЯ

124 прочитали

Работы на высокой дымовой трубе были завершены, и рабочие начали убирать строительные леса. Один человек остался на самом верху трубы наблюдать за процессом. Рабочие забыли оставить канат, по которому он мог спуститься. Его жена была дома, когда прибежал сын с криком: “Мама! Мама! Они забыли канат, и он сейчас бросится вниз!” Она побежала, а ее губы шевелились в страстной молитве. Толпа в ужасе наблюдала, как бедняга передвигается по узкому верху. Казалось, в любой момент он может упасть или в отчаянии броситься вниз. Женщина закричала: “Подожди, Джон! Сними носки и распусти их”. Он так и сделал. “А теперь привяжи конец к кусочку цемента и осторожно спусти вниз”. Нитка стала опускаться. Все ниже, ниже... все следили, как зачарованные, пока она, наконец, не оказалась в пределах досягаемости. К нити привязали конец шпагата. “Тяни”, — крикнула она. Мужчина подтянул к себе и схватил шпагат. Тогда к другому концу шпагата привязали канат. “А теперь тяни это”, — велела она. И вот уже мужчина схватил канат и надежно закрепил его. Наступили минуты напряженного ожидания, пока человек спускался на землю. Через несколько мгновений под крики толпы он был уже в объятиях жены. Эта нить, казавшаяся такой тонкой и несерьезной, принесла радость, потому что она потянула за собой шпагат, а затем и спасительный канат.

Рассказав этот случай, один проповедник заметил: “Друзья мои, вы можете глубоко погрязнуть в грехе, но существует нить божественной любви, которая спускается с небесного престола и предлагается каждому из вас. Схватитесь за эту нить! Она может показаться тонкой и несерьезной, но это золотая нить. Воспользуйтесь тем, что имеете, как бы мало оно ни было, и вам будет дано еще больше. Эта тонкая нить любви, если вы не проигнорируете ее, поднимет вас от отчаяния к радости!”

Когда мы поймем, что такое отчаяние, мы согласимся, что для него нет веской причины в жизни христианина! “Быть в отчаянии” буквально означает “быть в безвыходном положении; оказаться в полной растерянности и без помощи”. Это психическое состояние, в котором человек считает, что для него нет надежды. Отчаяние бесчестит Бога. Оно низводит Вседержителя до некой беспомощной силы, исподволь внушая мысль, что Он либо не исполняет Своих обещаний, либо не способен помочь Своему народу. Отчаяние ведет к тому, что человек практически перестает признавать Писания Божьим самовластным Словом. Поддавшиеся отчаянию утрачивают веру, так необходимую для христианской жизни. Вместо того чтобы уповать на небесную силу, они ищут земные средства. Отчаявшиеся “изнемогают” и “ослабевают душами” (Евр. 12:3).

И тем не менее, как это ни прискорбно, отчаяние хорошо знакомо Божьим последователям. Поэтому Христос и призывает всех “всегда молиться и не унывать” (Лк. 18:1). Павел боролся с отчаянием и победил. Он доверительно рассказывает коринфским христианам о том бремени, которое привнесло в его жизнь отчаяние. Он признается, что почти уже “не надеялся остаться в живых”. Но он преодолел это губительное чувство благодаря своей вере в Бога (см. 2 Кор. 1:8-10). Аввакум тоже показывает, что способен прийти в отчаяние:

«Доколе, Господи, я буду взывать — и Ты не слышишь, буду вопить к Тебе о насилии — и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мной, и восстает вражда, и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет; так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв. 1:2-4).

Уязвимость Аввакума перед натиском отчаяния дает нам хороший урок. В 1:2 говорится, что пророк “вопит” к Богу. Это слово буквально означает “кричать, орать” от боли. Аввакуму хотелось буквально визжать! В еврейском тексте видно, что пророк долго протестовал против несправедливости, но ответом было лишь глухое молчание. Аввакум думал, что не помогут даже вопли к Богу. И его охватило отчаяние.

Нам тоже, как и этому растерявшемуся пророку, ведомы проблемы. Мы тоже можем настойчиво молиться, прося Божьей помощи, и думать, что Он отвечает нам молчанием. Внимательно отнеситесь к этому тексту, и вы найдете там учения об отчаянии. Вы обнаружите семь истин об этом предательском чувстве.

ОНО РАЗРУШАЕТ ВЕРУ В БОГА

Аввакум называет Бога “Господом”, буквально — “Богом завета с Израилем”. Этот титул употребляли, когда хотели подчеркнуть связь Израиля с Богом после заключения завета у горы Синай. Израильтяне считали, что “Бог завета” Яхве должен поддерживать и защищать тех, с кем Он вступил в соглашение. Аввакуму кажется, что Бог пренебрегает Своим заветным народом — что Он не уделяет ему обещанного внимания. Обвинение звучит почти богохульно; но прежде чем слишком сурово судить Аввакума за его слова, давайте припомним, как мы сами часто реагируем на трудности. Когда атакует отчаяние, первой жертвой падает вера. Когда все вокруг становится “невозможным”, мы обычно забываем Божьи обещания и силу (см. Пс. 12:2, 3; 21:1, 2; Дан. 9:13; Отк. 6:9-11).

Царь Саул являет собой пример того, каким смертоносным может быть отчаяние для веры человека. Причина поражения Саула на горе Гелвуе была не в силе филистимлян, а в отчаянии, которое разрушило в нем надежду и веру в Божью силу. Саул потерял веру (1 Цар. 28:15-20). Он пал духом и утратил мужество. Израильского вождя победило отчаяние! Без веры у его армии почти не оставалось шанса на победу в битве следующего дня. Отчаяние Саула стало результатом того, что Бог ушел из его жизни (1 Цар. 28:15). Аввакум был близок к такому же поражению, когда выкрикивал слова 1:2-4.

Христиане могут разделить чувства Аввакума. Не то, чтобы мы не верили в способность Бога исцелить болезни общества, но нам порой хочется знать, действительно ли Бог заботится о нас, не забыл ли Он нас? Как и Аввакуму, нам хочется вопить, чтобы Бог услышал нас. Мы теряемся, когда наблюдаем успех зла и подавление добра. Мы видим аморальность подростков, СПИД, насилие и аборты и спрашиваем: “Где же Бог? Как Он позволяет происходить всем этим ужасным вещам?” Эти вопросы подрывают веру, но ответ на них нам дают слова Иисуса в Лк. 18:1 — мы не должны “унывать”! Мы должны познать, как познал Аввакум, что Божье молчание не означает, что Он оставил нас.

Когда на христиан тяжким бременем ложатся испытания, они должны принять меры по защите своей веры в Бога. Чтобы выжить среди опасностей враждебного мира, исполненного насилия, лжи и обмана, христиане должны иметь твердую и абсолютную веру в Бога. Когда мы позволяем отчаянию разрушить свою веру, мы теряем всякую надежду!

ОНО ПРОВОЦИРУЕТ ВРАЖДУ, ССОРЫ И ОЖЕСТОЧЕНИЕ

Общество, в котором жил Аввакум, является иллюстрацией трагического плода отчаяния. Когда отчаяние уводит людей от Бога, для борьбы с несправедливостью остается один лишь земной разум. Некоторые думают, что их разума достаточно, чтобы устранить несправедливость. Однако смертным это не под силу. Иеремия пророчествовал поколению, которое верило, что земная мудрость все правильно понимает: “Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим” (Иер. 10:23).

Когда угодившие в сети отчаяния уповают на то, что проблему зла можно решить собственным разумом, ситуация становится только хуже. Своекорыстные люди, игнорирующие Божье Слово, отличаются готовностью в своих проблемах винить других. Они великие специалисты по придиркам, затаивающие зло на всех, кто сомневается в их “мудрости”. Они мастера раздоров и распрей. Где они, там нарушается покой и безопасность, возникает ненависть.

Израиль слышал предупреждения о горьких последствиях отчаяния. Моисей говорил: “Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаивание очей и изнывание души” (Втор. 28:65). Израиль проигнорировал это предупреждение и послушался своей “мудрости”. Божьим последователям следует отталкивать от себя искушение впасть в отчаяние, чтобы не стать источником вражды, раздоров и ожесточения!

ОНО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ПОБЕДЫ

Отчаяние приводит к капитуляции перед сатаной. Мрак и страх ослепляют нас; нам кажется, что мы не сможем победить. Мы лишаемся надежды. Мудрость Книги притч предостерегает: “Если ты в день бездействия [в Современном Переводе “во времена беды”] оказался слабым, то бедна сила твоя” (Прит. 24:10). Иеремия дает точное описание тех, кого одолело отчаяние: “Они говорят: «Не надейся»” (Иер. 18:12). Поддавшиеся отчаянию не могут познать победу, которая приходит от веры в Божью силу (Иер. 8:20; Пс. 30:23).

Мы, христиане, должны твердо уповать на Божью силу, какой бы безнадежной ни казалась ситуация. Мы должны поддержать призыв к непоколебимой уверенности в Его способности (см. Евр. 10:35-39).

Давайте же будем готовы к приступам отчаяния! Мы никогда не должны отказываться от нашей победы в Иисусе Христе (Рим. 8:31-39; 2 Кор. 4:8).

ОНО ОБВИНЯЕТ БОГА

Аввакум был возмущен, потому что, как ему казалось, Бог вынуждал его смотреть на разгул зла, которое никто не осуждал. Его реакция показывает, как отчаяние зачастую искажает наше понимание того, как действует Бог. Мы часто виним Бога за то, чего Он не делал, вместо того чтобы благодарить Его за то, что Он сделал! Этот искаженный взгляд иллюстрирует Иов, сказавший: “[Он] в вихре разит меня и умножает безвинно раны мои” (Иов. 9:17). Даже псалмопевец пал жертвой этого зла отчаяния, когда спрашивал: “Неужели навсегда отринул Господь и не будет более благоволить? Неужели навсегда иссякла милость Его и пресеклось слово Его в роды родов? Неужели Бог забыл миловать? Неужели в гневе затворил щедроты Свои?” (Пс. 76:8-10). Божья благость неоспорима. Что Бог ни делает, все хорошо (Иак. 1:13, 17). Аввакум не видел этого, потому что отчаяние исказило его взгляд веры. Давайте же следить за тем, чтобы не угодить в ту же ловушку.

ОНО ВСЕГДА ВИДИТ ПЛОХОЕ И НИКОГДА — ХОРОШЕЕ

Оглядываясь вокруг, Аввакум видел только плохое. Он был настолько ослеплен отчаянием, что не видел никаких положительных дел Бога. Он рисует страшную ситуацию. Во-первых, он заявляет, что на Божье Слово люди смотрят с презрением — игнорируют его. По его словам, “закон потерял силу”. Аввакуму кажется, что Божье Слово стало недейственным. Во-вторых, он заявляет, что правосудия не видно — “суда правильного нет”. Истина скрыта за обманом и ложью. В-третьих, он говорит, что с праведными обходятся враждебно, вероломно, с угрозами — “суд происходит превратный”. Все связанное с истиной подвергается поношению, и кажется, что никто, даже Бог, не собирается ничего исправлять.

Негативизм Аввакума часто проявляется в тех, кто попал в сети отчаяния. Они не видят ничего хорошего, никаких перспектив на вознаграждение праведных и никаких намеков на то, что их ситуация изменится к лучшему. Иов. 3:1-26 и Пс. 41:4, 11 иллюстрируют, как отчаяние может неблагоприятно сказаться на нашей жизни.

Один человек, когда-то принимавший активное участие в делах церкви, практически перестал что-то делать для Господа. Он просто сидел на собраниях и “протирал штаны”. Если какие-то его другие дела совпадали со временем богослужения, то он пропускал богослужения. Когда его спросили о причине такой прискорбной перемены в его отношении, он ответил: “Думаю, я разуверился в братьях. Я вижу, как они ведут себя по воскресеньям, а в остальные дни недели поступают совсем иначе. Некоторые лгут. Другие не честны в бизнесе. Многие нерегулярно ходят на богослужения”. Он говорил и говорил о недостатках своих братьев. Этот брат поддался отчаянию и видел только отрицательное. Он не осознавал, что если бы Христос повел себя в таком же духе, то Он тоже отказался бы от Своей миссии. Нашего Господа не сломил ни неверный предатель Иуда, ни самонадеянный болтун Петр. Христа постоянно окружали лицемерные фарисеи и беспринципные дельцы, облекавшие свое зло в благочестие. И все же Он не сдался.

Чтобы избежать опасности отчаяния, мы должны следовать примеру Христа. В Господней церкви нет совершенных. Некоторые могут разочаровывать, но ведь есть и другие. Чтобы избежать уныния из-за негативизма отчаяния, мы должны делать то, что делал Христос. Мы должны выполнять свою работу, не позволяя отчаянию приковывать наше внимание к плохому! Подобно Аввакуму, вы можете иметь перед глазами много отрицательного, но не игнорируйте положительных моментов! Ищите хорошее, которое есть всегда.

ОНО ТРЕБУЕТ “СЕЙЧАС”

Видимо, об окружающем зле Аввакум молился долго. И он уже начал отчаиваться получить хоть какой-то ответ. Он решил, что Бог не слышит и не хочет отвечать, и оттого его тон становится требовательным. Он хочет, чтобы Бог ответил “сейчас же!” Это позволяет нам обнаружить еще одну скрытую черту отчаяния. Оно заставляет нас быть нетерпеливыми.

Многие демонстрируют подобное нетерпение и лишь некоторые готовы признать его. Трудно ждать Бога, когда вокруг несправедливость. Трудно уверенно надеяться на Божье провидение, когда кажется, что зло торжествует. Многие уподобляются Аввакуму, когда хотят, чтобы Бог работал по их расписанию, вместо того чтобы демонстрировать терпеливую веру в Него (Рим. 12:19).

Псалмопевец признается, что ошибался в этом вопросе. Его охватило отчаяние и полностью овладело им. Он кричал, но Бог, казалось, не слышал его. И он сделал вывод: “Отвержен я от очей Твоих”. Все казалось мрачным и безнадежным, но помощь все же пришла. Вспоминая свое нетерпение, псалмопевец говорит: “Но Ты услышал голос молитвы моей” (Пс. 30:23). Ему, наверное, стало стыдно, когда он оживил в памяти эту ситуацию. Как он мог подумать, что Богу безразлично? Как он мог сделать вывод, что Бог отверг его? Оглянувшись назад, он увидел, что глупо думать, будто Бог оставляет тех, кто повинуется Ему.

Нас должна воодушевлять Божья верность! Мы должны стремиться развивать в себе твердую веру, которая не требует, чтобы Он действовал немедленно.

ОНО РАЗРУШАЕТ ВСЯКУЮ НАДЕЖДУ НА БУДУЩЕЕ

Аввакум не верил, что в будущем народ может ждать что-то хорошее. Он думал, что ситуация в Иудее может измениться только к худшему. Подобно Иову, Аввакум, наверное, спрашивал: “Где же после этого надежда моя?” (Иов. 17:15; см. Прит. 13:12).

Христиане должны понимать, что надежде на будущее нет места, когда отчаяние побеждает нашу веру. Бог предупреждал Свой народ об этом. Если они отвергнут Божью волю, то потеряют всякую надежду: “Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей” (Втор. 28:66). В каком страшном положении можно оказаться! Позже Иудея поняла, что Божье Слово истинно. Бродя среди камней завоеванного Иерусалима, Иеремия сказал: “Погибла сила моя и надежда моя на Господа” (Плач. 3:18).

Надежда христиан “для души есть как бы якорь безопасный и крепкий” (Евр. 6:19). Она зиждется на твердой вере в то, что Бог имеет силу и желание обеспечить Своим последователям славное будущее.

Бог видит конец с самого начала. Мы, христиане, получили надежду на вечность, и эта надежда тверда и непоколебима. Эта надежда помогает нам уповать на Бога, даже когда мы не видим конца и не находим ответа на все “почему”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отчаяние — тяжкое бремя, которое часто овладевает Божьими последователями и губит их. Христиане должны ограждать себя от этого зла и не поддаваться на его искушения. Побеждающих отчаяние ждет щедрая награда. Во время “войны короля Георга” отряды Нью-Гэмпшира выступили, чтобы ввязаться в бой с противником при Луисбурге, французской цитадели, считавшейся неприступной и получившей название “Гибралтар Америки”. До начала выступления было изготовлено знамя, которое должны были нести впереди колонны. В духе крестовых походов оно гласило: “Долой отчаяние, ибо нас ведет Христос!” Это знамя было постоянным воодушевляющим фактором для людей. Благодаря этим отрядам цитадель сдалась англичанам. Победа считалась чуть ли не чудом.

Мы, воины Христа, идем вперед, чтобы сразиться с силами сатаны. Давайте всем сердцем проникнемся словами на знамени Нью-Гэмпшира: “Долой отчаяние, ибо нас ведет Христос!” Мы будем сталкиваться с несправедливостью. Разочарования умножат в нашей жизни печаль и будут склонять к отступлению. Давайте же твердо решим сохранить верность Богу и никогда не трубить отступление (2 Фес. 1:4).

Работы на высокой дымовой трубе были завершены, и рабочие начали убирать строительные леса. Один человек остался на самом верху трубы наблюдать за процессом.

#христианство #религия #христианин #вера #христиане #аввакум