Известный атеистический публицист Сэм Харрис говорит, что существует объективный моральный критерий - это благополучие всех чувствующих существ. Таким образом, люди могут строить свою мораль без Бога. Что бы вы на это сказали?
Я бы на это спросил: откуда берется долженствование? Есть масса моральных систем, утилитаристы, например. Они строят свою моральную систему на том, что нужно стремиться к максимальному счастью для максимального числа людей, в расширенном варианте, максимального числа чувствующих существ. Другие говорят - нет, надо стремиться к добродетели! Добродетель - это главный критерий морально-нравственного поведения. Есть люди, которые говорят, нет, - надо думать о последствиях. Последствия - это самое главное в моральном выборе. Но, все эти моральные системы не отвечают на вопрос, почему ты должен? Они исходят из того, что ты должен стремиться к благу. Дальше начинают формулировать, а в чем состоит благо для всех существ? Почему ты должен, на этот вопрос они не отвечают. У самого Сэма Харриса и у всех остальных этот вопрос повисает в воздухе. А где обязывающая инстанция? Кто тебе говорит, что ты должен? Что такое благо всех чувствующих существ? На каком-то примитивном уровне, можно понять, например, чтобы зубы не болели. Это да, это понятно. Ну, а дальше? Зубы больше ни у кого не болят, в чем дальше состоит благо для всех чувствующих существ? Поэтому любая этическая система, которая выносит Бога за скобки непонятно откуда берет моральное долженствование. Почему я должен? Почему я должен стремиться? Почему я не прав?
Существует масса этических систем, которые не стремятся ко всеобщему благу всех существ. Социал-дарвинисты, национал-социалисты, которые скажут, что природа так устроена, она развивается благодаря тому, что неприспособленные умирают, их съедают более успешные соискатели. Поэтому заботится о благе неприспособленных противоречит природе. Это тоже этическая система. Как мы можем сказать, что она плохая, а система Сэма Харриса хорошая? Кто нам это скажет? Кто может выступить в качестве третейского судьи? Поэтому выстроить последовательную моральную систему с долженствованием исключив Бога, не получается, это просто невозможно.