Что только мы не слышим о цвете сегодня в smart-пространстве. Разные советы о применении в одежде - для худых и полных, мужчин и женщин (и других неопределившихся), детей и пожилых. Или неисчерпаемая сфера макияжа - глаза, губы красные, фиолетовые, зеленые, черные. Дизайнеры советуют подобрать шторки или коврик, чтобы "расширить", "удлинить", "сделать холодным/теплым". Раздаются бесчисленные рекомендации маркетологов о цвете витрин, упаковки, шрифтов на ней и проч. Более того, пихологи тоже развернуись на этом поле экспериментов с цветом - тесты, терапии, советы. Есть и совсем странные люди, которые предлагают использовать цветную еду для "полезного" влияния на организм.
Откуда берутся все эти тонны советов от "специалистов"? На самом деле никаких научных данных о влиянии цвета на человека нет. Выборки психологов нерепрезентативны - ничего не показывают, так как эксперименты проводятся на малых группах, подобранных без учета объективных критериев. Маркетологи? Они просто пользуются распространенными в толпе (ой, простите, в обществе, конечно) стереоотипами о влиянии, которые мы принимаем за "научную" истину. Единственные научные данные о цвете у физиков и химиков. Одни знают кое-что о свете , его частицах, свойствах. А другие - о пигментах, которые позволяют преломлять свет, чтобы получлись отрезки разной длины, видимые человеку. Поэтому все, что вам кажется знанием о значениях человека, лежит в культуре, ее истории, традициях, закрепившихся в коллективных нормах.
История цвета (сложения стереотипных представлений о цветах в культуре) содержит много интересных штук. Чтобы узнать их, надо заглянуть в эпоху Древних цивилизаций и другие этапы истории, а также на разные континенты. Мы попробуем попасть в каждый уголок человеческого мира.
В прошлых публикациях канала уже началась история черного.
Сегодня продолжение о черном в африканских культурах и в культуре американского континента (двух разом).
Черный в черной Африке
Африканская культура сформировалась под влиянием особенностей природы (как и любые другие). Жаркий климат, богатый животный и растительный мир, локальность и удаленность от быстро развивающихся западных и азиатских культур - позволили стать Африке удивительнойи самобытной.
Особенностями культуры стали: важность традиций, экспрессия, декоратизация художественных форм культуры (визуальное выражения отношения к миру; попроще - все раскрашенное, с бусиками и проч), символизм, патриархальность.
Но не только природа повлияла на развитие этого континента. Также это сделали захваты африканских земель еразийскими народами, а потом европейскими колонизаторами. Северные территории римляне захватывали уже в V в. до н. э. (финикийско-карфагенская цивилизация, развивающаяся в XII–II вв. до н. э.). Затем вандалы и берберы в III в., Византия в VI в. К VII в. в Африку проникли арабы.
Европейская колонизация Африки (формирование государств, зависимых от метрополий) началась гораздо раньше (XVII в.), чем колонизация Океании (XIX в.). Почти все страны Европы приняли участие в захвате территориальных, человеческих, ископаемых ресурсов и принуждении континента ко всяким европейским надобностям.
Самой значимой и могущественной культурой в этом регионе был Древний Египет. Но по характеристикам его относят к типу древних восточных цивилизаций. Историю черного цвета в Египте мы уже рассмотрели тут:
Страны Северной Африки – Тунис, Ливия, Алжир, Марокко также относятся к Востоку, который освещен тут:
А в этом посте мы обращаемся только к тем субкультурам, которые относятся к типу архаичных – восточная (суахилийская), западная (суданская), центральная (бурундийская), южная (бантуязычная), юго-восточная (зимбабвийская) Африка. В архаических культурах отношение к цвету особое. Прочитав пост, вы узнаете почему.
Африку населяет множество племен: кочевники афары и горцы амхары – в Эфиопии; аканы, эве, адангбе, га, груси, гурма, гуан – в регионе Ганы; земледельцы баконго живут на территории Анголы и Конго; скотоводы и земледельцы бамбара и догон, кочевники фулани – в Мали; бемба – в Замбии; в Кот-д' Ивуаре – дан, ани, бауле, аовин, акан, синуфо, аке; яо, сена, нгонде, чева, тумбука, ньянджа, ломвэ, нгони, тонга – Мали.
Одной из главных культурных ценностей этих и других этнических групп выступает важность общества – родоплеменных и семейных норм. Члены такого социума всегда оглядываются на коллектив, племя, род. Почему? Жара, засушливость, бедность почв, отсутствие достаточного количества воды, пищи, наличие хищников и других опасных для человека естественных врагов (земноводных, насекомых, микроорганизмов и вирусов) сделали необходимым условием жизнь сообща. В одиночку выжить невозможно.
Этническим культурам (бесписьменным - не обладающим письменностю; это важно!) свойственен мифологический способ осмысления мира. Природа, другие люди - источник жизненного опыта. Обретая этот опыт, человек создает нужные предметы, методы выживания (и мы тоже). Эти нужные для жизни штуки надо передавать следующим поколениям. У нас уже есть письменность, есть даже бумага и книги. Более того, мы можем оцифровать знания. А вот бесписьменным ребятам нужны другие способы. Самым важным для таких культур выступает миф. Миф - не сказка для детей. Миф - учебник, в котором под видом героев и их приключений даются советы по выживанию. Понятное дело, что знания были ограниченными - никто о химии, физике в таких культурах особо не знал и не знает. Недостаток полученной информации - непонятное - прикрывали представленими о сверхъестественном. Поэтому в мифах много историй о духах и божествах. Как то же надо было бъяснять происхождение мира и человека?
Особенность африканских мифо-религиозных представлений - вера в приоритет некоего сверхъестественного сознания и веры в возможность на это сознание повлиять (попроще: есть божество, но я могу его использовать в своих интересах). Это повлияло на все сферы жизни - культы и обряды, общение и деятельность. И уж конечно сыграло роль в осмыслении цвета.
Африканская палитра включает в себя множество цветов, среди которых черному уделено особое место, ибо он – цвет кожи большинства насе- ления Африки. Его абсолютная причастность человеческому телу обусловила основные коннотации: обозначение лучших человеческих качеств – упорства и достоинства, смелости, искренности и пр.
Конечно, у африканских народов имеются тонкости в восприятии и смысловом наполнении черного – в зависимости от региона оттенки черного наполняются мистикой и опасностью, указывают на обладание знанием и мудростью, маркируют успех.
Как и во многих древних культурах, у архаических общностей Африки черный связан не только с кожей, но с природной стихией – водой – опасностями, таящимися в ее глубинах, а также с важностью воды для человека. Так, сезон дождей – темных влажных деревьев – объединяет значения неизвестности водной стихии и трудолюбия в период плодо- творного земледелия. Многие ритуалы вызова дождя, распространенные у местных народностей, требуют от жрецов, одетых в черные одежды, черных жертв: у африканского племени ндембу во время специальных «дождевых» обрядов и ритуалов приносят в жертву черных животных и птиц.
Кроме того, у ряда племен черный – символ женского, не менее таинственного и глубокого, чем вода. Тайной и темнотой покрыта любовная страсть. Черное выступает метафорой сокровенного и страстно ожидаемого. Потому черный приобретает фаллический окрас – указывает на половое влечение или возможный брак. Некоторые африканские общности особо ценят женщин с очень темной, почти черной кожей.
Еще одной стороной для африканского черного являются: смерть, зло, опасность и болезнь (вода и женщины все-таки опасны, о чем напоминают себе мужчины). «У народа Уганды баньоро, – пишет В.Б. Иорданский, – черный связан с ночью, смертью, злом и опасностью…В жертву богам баньоро обычно приносили белых животных, и наличие хотя бы черного волоса в хвосте жертвенной коровы могло лишить действенности весь обряд. Напротив, когда человек бывал одержим злыми духами, то им (духам) жертвовали черную козу или курицу. Черное банановое волокно носили в знак траура. Бог преисподней у баньоро ел с посуды, покрытой сажей. Его пища была закопчена, а молоко, которое он пил, получалось от черной коровы».
Черный в Америке
В западном полушарии после открытия Колумба европейцы обнаружили древние этносы, культуры которых тоже были весьма специфичными. И не менее интересными, чем африканские. Встретившись, Европа и Америка приобрели разные результаты. Развитие Старого Света значительно ускорилось благодаря освоению и колонизации новых земель, обогащению за счет ресурсов Нового Света (природных ископаемых, человеческих). Для американской культуры контакт с Европой стал печальным итогом развития – многие из субкультур претерпели такие метаморфозы, что расхлебывают это до сих пор. Некоторые аутентичные народности полностью исчезли.
История культуры Америки доколумбового периода – одна из малоизученных страниц истории человечества. На сегодняшний день известно небольшое количество русскоязычных источников, которые более-менее приоткрывают культур-историю американского континента. Отечественных и мировых ученых можно поделить на два крупных исследовательских направления. Одно (признанное в академической научной среде) представляет эту часть всемирной истории в становлении и развитии локальной индейской культуры ацтеков, инков, майя и других племен вплоть до контакта со Старым Светом. Другое направление – так называемые "альтернативные историки" (люди с канала РенТВ), ищущие скрытые смыслы и эзотерические знания (про рептилоидов и пришельцев) древних американцев.
Хронологические рамки развития и расцвета Древней Америки специфичны: с одной стороны (по уровню развития), ее можно приравнять к культурам Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Индии, с другой (по времени) – к ренессансной Европе.
Природа и контакт культур обусловили отношение к цвету. Поделить его смысловые узлы можно на:
- индейский = северные, мезоамериканские и южноамериканские «палитры»;
- креольский - испано-португальские – от периода начала колониального движения; в них реализовано европейское влияние;
- афро-американский (период рабовладения).
До появления «белых» европейцев – контакта зевропейцев и индейцев– коренные жители американского континента использовали различные природные красители – сок растений, толченые минералы и насекомых, некоторые породы глины и пр.
Равнинные кри, чтобы получить черный цвет, смешивали жир, древесный уголь и графит. Скиди-пауни покрывали лицо сажей, получаемой при сжигании травы. С появлением торговцев индейцы стали покупать европейские красители, заменяя ими природные.
К черному индейцы относились крайне серьезно – «по- боевому». Команчи и осейджи наносили черную краску перед битвой.
Так, черные круги вокруг глаз давали воину магическую воз- можность победить врага ночью или неожиданно напасть на него и победить. Черные горизонтальные линии на одной щеке свидетельствовали о том, что воин убил врага. Диагональные черные линии на бедрах указывали на то, что воин сражался в бою пешим. Черные кресты на бедрах свидетельствовали о конном сражении. Черный цвет у большинства племен (сиу, шайеннов, арапахо, пауни и др.) служил цветом победы. Он значил прекращение вражды, символизируя затухание угля вражеских костров и вражеские жизни, которые покинул воинственный дух. Так, раскраска воина сообщала о принадлежности к военному клану, о боевых заслугах, о «политическом» состоянии племени. Абсолютный траур обозначали полностью выкрашенным в черное лицо.
Воины, которые смогли проявить себя на тропе войны, имели право раскрашивать лица своих жен. Если у мужчины не было боевых заслуг, то этой привилегии он лишался. Лошади также раскрашивались, а их гривы и хвосты украшали орлиными перьями и цветными лентами. Обычай раскрашивать коней перед битвой существовал у всех племен. Лошадей темной масти раскрашивали белой или желтой краской, а светлой масти – красной. Вокруг глаз боевого коня рисовали круги, чтобы усилить зрение скакуна. Существовало множество символов, которые наносили на тело животного. Например, у сиу отпечаток ладони на лошади означал, что воин дотронулся до врага.
Далее в Америку пришли испанские конкистадоры, французы, англичане. И мир индейцев перевернулся.
Продолжение истории цвета ждите в ближайшее время. Вы узнаете о смыслах черного в нашей культуре.